Новая реальность
Сегодня мы все чаще доверяем операции с нашими деньгами Интернету. Деньги медленно, но верно теряют свое прямое, бумажное воплощение и переходят в цифру, в виртуальную реальность. В наших кошельках уже крайне редко можно найти наличность, зато там обязательно найдутся одна-две пластиковые карты, с помощью которых можно расплатиться в большинстве торговых точек по всей стране. Но это далеко не все операции, которые мы производим с помощью банковских карт. В виртуальную реальность уходят расчеты с банками, ЖКХ, интернет-магазинами. Купить билет в театр, на самолет или поезд гораздо проще и удобнее на соответствующих сайтах, а особо азартные люди могут сыграть на деньги или сделать ставки только в Интернете. И, наконец, электронные кошельки и платежные системы позволяют получать деньги или отправлять их парой нажатием клавиш. Одним словом, «деньги» все чаще становятся понятием абстрактным.
Возможные угрозы
Безусловное удобство имеет и свою обратную сторону: пользователи, участвующие в электронном финансовом обороте, становятся уязвимы для угроз, которые могут негативно повлиять на безопасность их средств. Причем угрозы могут быть связаны как непосредственно с кошельком пользователя, так и с техническими средствами, компьютерами, планшетами и смартфонами, с помощью которых производятся расчеты. Кроме того, опасности может подвергаться и конфиденциальная информация, хранящаяся на электронных носителях, и даже здоровье пользователя. Сегодня крупные компании, работающие в Интернете и размещающие деньги клиентов на своих депозитных счетах, вкладывают огромные средства в обеспечение их безопасности. Для этого они применяют свои системы паролей и подтверждений, как, например, PayPal или Ebay, или специальные коды шифрования. Так крупнейший покер-рум PokerStars для защиты средств игроков применяет протокол SSL, обеспечивающий защищённый обмен данными за счёт аутентификации и шифрования. А какие опасности угрожают клиентам банков, использующих для расчетов пластиковые карты? Мошенникам, даже опытным хакерам, справиться с системами безопасности банков сложно. Поэтому информацию о картах они стараются выманить у самих клиентов. В этих целях могут быть использованы различные каналы: телефоны, мобильный банк и другие.
Телефонные бандиты
Уже не раз крупные банки через СМИ предупреждали своих клиентов, что появляются все новые способы мошенничества с банковскими картами, и сообщали, как защититься от них. Но доверчивые граждане все попадаются и попадаются. Поэтому не лишним будет напомнить еще раз. Вероятно, вы или ваши знакомые уже сталкивались со следующей ситуацией: на мобильный телефон звонит незнакомец, представляющийся сотрудником службы безопасности вашего банка. Причем вас называют по имени и отчеству, а входящий номер телефона очень похож на номер телефона банка. «Сотрудник» сообщает, что была попытка несанкционированного снятия денежных средств с карты. Могут даже назвать город и фамилию человека, который якобы «пытался». Для «предотвращения взлома» у клиента могут попросить конфиденциальные сведения о его карте. Бдительного пользователя может повеселить замешательство «сотрудника» в ответ на конкретный вопрос: «А какая карта вас интересует? У меня их несколько. И с какой карты пытались снять?» Впрочем, с такими собеседниками лучше долго не разговаривать и уж тем более не выполнять никаких инструкций и не давать никакой информации. Сказать, что вы сейчас свяжетесь со своим личным менеджером, который во всем разберется, и положить трубку. Больше не позвонят. А на будущее нужно просто забить в телефонный справочник номер телефона банка, и тогда остальные номера будут отображаться как неизвестные, а короткого разговора по ним будет достаточно для того, чтобы звонок сбросить и на всякий случай перезвонить в банк.
Мошенники не гнушаются СМС
С таким вариантом, возможно, сталкивались те, кто размещал объявления о продажах на бесплатных сайтах, оставляя там номер своего телефона. Через день после размещения объявления клиент получает СМС о том, что вам якобы перечислены деньги за ваш товар. Затем приходит другое СМС, с другого номера телефона с информацией о том, что перевод был сделан ошибочно, и деньги надо вернуть. Естественно, в этом случае необходимо проверить состояние своих счетов: означенная сумма пришла? Если же нет, перезвонить по высветившимся номерам телефонов. Как правило, они оказываются «вне зоны доступа». Если же вы поторопились, и деньги все-таки перевели, вернуть их уже не удастся. Поэтому торопиться не стоит. Это самые простые и часто встречающиеся способы мошенничества в сфере электронных финансов. На самом деле, их гораздо больше, и среди них попадаются очень изощренные, такие как «Выгодные инвестиции», когда клиентам предлагается воспользоваться брокерскими или дилерскими услугами. Или вот еще: под видом опроса или лотереи, якобы проводящейся вашим банком, вам предлагают пройти по ссылке, которая приводит вас на фишинговый сайт. А там уже из клиента пытаются выудить конфиденциальную информацию о его картах и счетах (так называемый «фишинг»). При этом просят перечислить «закрепительный платеж» как правило, в небольшом размере. После перечисления платежа мошенники исчезают. Способы защиты здесь очевидны и озвучены еще в свое время писателем Михаилом Булгаковым: «Никогда не разговаривайте с неизвестными!» Можно еще и так сказать: «Никогда не переходите по незнакомым ссылкам» – деньги целее будут!