Читательница АиФ.ru Ирина К. перевела на карточку гражданского мужа подруги Елены 8 тысяч рублей — вернула долг. А в назначении платежа указала фамилию Елены. Банк счел операцию подозрительной и заблокировал перевод и карту Ирины. Девушка связалась со своей финансовой организацией, но по телефону разблокировать деньги и счет не удалось. Пришлось отпрашиваться с работы, идти в отделение с заявлением, стоять в очереди. Карту разблокировали только на следующий день.

А можно ли как-то избежать заморозки перевода с карты на карту? АиФ.ru узнал у экспертов по финансовой грамотности.

Не переводить много и часто

Блокировки переводов своих клиентов банки объясняют защитой от мошеннических действий, признаки которых они определяют самостоятельно. В первую очередь финансовые учреждения руководствуются законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». В этом документе указано, какие операции банк должен расценивать как подозрительные. Также там перечислены транзакции, подлежащие обязательному контролю со стороны банка.

Чтобы не допустить блокировку, необходимо знать, в каких ситуациях финансовые организации усматривают признаки незаконных действий.

«Банк может заблокировать любую операцию клиента, которая по определенным критериям может показаться ему сомнительной, и вовсе не обязательно, что ее сумма составляет 600 тысяч рублей и более. Например, владелец карты «вдруг» сделал перевод на сумму 100 тысяч рублей, хотя все прежние его переводы были не более 5 тысяч рублей», — объясняет эксперт проекта Минфина России по повышению финансовой грамотности Татьяна Глазкова.

Банк может заблокировать и крупный перевод денег или оплату покупки в интернет-магазине, если она совершена после длительного неиспользования карточки. К подозрительным переводам с последующей блокировкой финансовое учреждение может отнести и переводы в необычное время суток. Например, вы всегда отправляли деньги днем с понедельника по пятницу, а тут совершили перевод ночью с субботы на воскресенье.

Еще одной причиной блокировки карты могут платежи или переводы из другой страны, добавляет Глазкова. Например, вы впервые расплачиваетесь картой за рубежом, а до этого пользовались ей только внутри страны.

Эксперт Национального центра финансовой грамотности Чулпан Шавалеева рекомендует соблюдать следующие правила, чтобы избежать блокировки денежного перевода:

— Регулярно пользуйтесь вашей банковской картой. Совершайте разнотипные операции: оплачивайте покупки, используйте мобильный банк, переводите деньги и проч.;

— По возможности избегайте переводов денег за границу. Если без такой операции не обойтись, обязательно предупредите о ней свой банк — сделать это можно по телефону горячей линии (указан на внутренней стороне карточки, обычно начинается с 8-800) или в чате в мобильном приложении;

— Банк следует уведомить и перед своей поездкой за границей. Обязательно уточните, какие страны вы планируете посетить и когда закончится ваше путешествие;

— Не переводите суммы более 600 тысяч рублей за одну операцию. Вообще о крупных переводах также лучше заранее уведомлять банк; — Не совершайте много переводов за один день;

— Не стоит оплачивать ничего на сомнительных сайтах. Перед тем, как ввести данные своей банковской карточки, проверьте правильность адреса;

— Не переводите средства со своей карты на незнакомые счета по просьбам друзей, коллег, малознакомых лиц. Даже когда они отдают вам наличными деньгами и под разными предлогами объясняют невозможность использования собственной карты;

— Не используйте карту для сбора денег на подарки коллегам, различные события и т. д. Для этих целей лучше собирать наличные;

— В назначении перевода не указывайте чужие фамилии (не схожие с фамилией получателя платежа);

— Не бросайтесь немедленно снимать только что поступившие на карточку деньги. Также не рекомендуется переводить их на другой счет. В таком случае банк может заблокировать вашу карту.

А если банк все-таки заблокировал перевод?

Действия банка при блокировке перевода (или даже карты) будут зависеть от основания ограничения операции. «Если ограничение связано с подозрением на мошеннические действия с картой, то следует обратиться в банк (по телефону горячей линии, в офис банка), подтвердить свою личность паспортными данными и/или кодовым словом, полным номером используемой карты и попросить снять блокировку», — объясняет Чулпан Шавалеева.

Если блокировка осуществлена на основании закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», также следует обратиться в свою финансовую организации и выяснить, из-за какой именно операции банк приостановил обслуживание. «Уточните, какие именно документы требуется предоставить для разблокировки счета (заключенные договора, справки о доходах, сведения об уплаченных налогах) и принести указанные документы», — подсказывает эксперт.