Международный экономический форум в Ялте показал: большие амбиции Крыма страдают от непродуманности проектов по его развитию и санкций

В крымском поселке Понизовка (Большая Ялта) прошел Второй международный экономический форум (МЭФ). На приглашение властей Крыма обсудить развитие полуострова откликнулись, по официальной информации, предприниматели из 26 стран, а также европейские политики, среди которых — два депутата Европарламента. Фамилии иностранных гостей организаторами долгое время не разглашались «в целях безопасности», однако уже на самом форуме некоторые из них все-таки вышли из тени. Общее число участников перевалило за 1000 человек.

В неравных условиях

Первое заседание на форуме — о судьбе несырьевого бизнеса. Тема звучит так: «Развиваться или выживать?»

Модератор называет основные трудности, с которыми сталкивается бизнес в Крыму. Так предприниматели, до марта 2014 года державшие вклады в украинских банках, потеряли свои деньги из-за ухода этих кредитных организаций из Крыма. А те бизнесмены, которые при Украине взяли кредит, в марте 2015 года столкнулись с российским Фондом защиты вкладчиков, который попросту экспроприировал их займы, чтобы расплатиться с вкладчиками. При этом возвращенные вклады также не помогли бизнесу из-за троекратного обесценивания рубля.

Когда уже кажется, что предприниматели поговорят «за жизнь» и разойдутся, микрофон берет крымский IT-бизнесмен Александр Горный.

— Наши чиновники переоценивают инвестиционную привлекательность Крыма, — говорит он. — Давайте честно: бизнес как таковой в Крыму не развивается. Кто у нас процветает? Мошенники, которые покупают землю под индивидуальное жилое строительство, а затем строят на ней гостиницы. Власти этому попустительствуют, закрывают глаза. Зато, когда человек хочет действительно вложиться в развитие Крыма, ему этого сделать не дают. Пример — Олег Зубков, бизнес которого сейчас «доведен до ручки» (в декабре прошлого года Зубков был вынужден закрыть ялтинский зоопарк «Сказка» и парк львов «Тайган» из-за конфликта с чиновниками. — И. Ж.). Человек делает классный проект, а ему чинят препятствия.

Тональность Горного подхватывает еще один предприниматель — Малик Рошан, владелец компании — производителя пластиковых окон.

— Крымские предприниматели испытывают притеснения со стороны своих коллег с материка, — говорит он. — К нам приезжают люди намного богаче нас и попросту выживают нас с рынка. При этом мы, местные бизнесмены, не можем достойно конкурировать — нам недоступны те кредиты, которые выдаются коллегам на материке.

— Это разговоры в пользу бедных, — вступает в спор президент компании Zenden Андрей Павлов. — Вообще сейчас модно говорить о трудностях малого бизнеса. Но давайте честно: экономике страны от него большой пользы нет. Я один плачу столько же налогов, сколько 200 000 малых предпринимателей. При этом большинство малых предприятий работает в сфере услуг. Но развитие страны возможно только за счет производства. Поэтому, когда говорят, что малому бизнесу не дают развиваться, что ему нужны послабления, — это говорят враги России.

Спор прерывает вице-президент Российского национального коммерческого банка (РНКБ) Игорь Чумаковский.

— Господин Рошан, я так понимаю, говорит о кредитах, которые выдаются в рамках правительственного постановления № 1044 «О поддержке инвестпроектов». Здесь действительно существует неравенство, — признает он. — К сожалению, ни один из 10 банков, уполномоченных правительством РФ выдавать такие кредиты, в Крыму не работает. Что касается нашего банка, то он, хоть и имеет государственное участие, является чисто коммерческим. И выдавать кредиты под 7—9% годовых мы себе позволить не можем.

Найти ответ на вопрос, как уравнять возможности крымских и материковых предпринимателей, не удается.

По итогам заседания РНКБ и Zenden подписывают договор на строительство обувной фабрики в Евпатории. 1 млрд рублей инвестиций, 500 рабочих мест. С местными предпринимателями договоры не заключаются.

«Жаль, что инвесторов нет»

Отдельное заседание посвящено туризму. Для Крыма, подчеркивают на форуме, эта сфера — приоритетная. Однако и с ней серьезные проблемы: 70% турпотока до 2014 года составляли граждане Украины, которые теперь на полуостров не приезжают. Транспортная доступность низкая: на Керченской переправе очереди, а билет на самолет из Москвы в Симферополь летом будет стоить от 7 тысяч рублей в один конец.

— Семье из четырех человек только перелет туда-обратно обойдется минимум в 56 тысяч, — отмечает директор отеля «Мрия» Грант Бабасян. — Учитывая невысокий уровень крымского сервиса, люди сомневаются, ехать сюда или нет.

По словам Бабасяна, сейчас Крыму благоволит политическая конъюнктура: запрещены полеты в Турцию и Египет. «Но долго так продолжаться не может, — подчеркивает он. — У нас есть год или два, чтобы дотянуть свои условия до заграничных».

Когда начинается презентация проектов, выясняется, что в Крыму нужно модернизировать не только сервис, но и состояние самих курортов. Коктебельский архитектор Александр Некрасов сетует, что после развала Советского Союза крымский поселок писателей превратили в «центр торговли шаурмой».

— Я предлагаю убрать из поселка сомнительные объекты и отреставрировать историческую часть, которая сейчас находится в упадке, — говорит он.

— Коктебель сегодня действительно вызывает опасения, — соглашается модерирующий дискуссию министр туризма Крыма Сергей Стрельбицкий. — И эти идеи действительно могли бы оживить поселок.

Дальнейшие проекты — о туризме в горном Крыму: здесь предлагают организовать горнолыжные курорты, как в Сочи. Ялту, Алушту и Гаспру предлагают объединить в один туристический кластер, связав эти города фуникулерами и пустив между ними водный транспорт.

Большинство проектов — без цифр, большинство выступающих — не предприниматели. Это констатирует в своей заключительной речи и Грант Бабасян.

— Жаль, что мы обсуждаем эти вопросы в своем кругу, — говорит он. — Инвесторов нет.

Страдающая Европа

В холле «Мрии» замечаю беседующих между собой депутата австрийского парламента от оппозиционной «Партии свободы» Акселя Кассеггера и венецианского парламентария Стефано Вальдегамбери. Бесцеремонно вклиниваюсь.

— Я считаю, что Европейский союз не может нормально развиваться без дружеских отношений с Россией, — рассказывает о задачах своего визита в Крым Аксель Кассеггер. — Экономика Австрии ощутила негативный эффект от санкций и ответных мер со стороны России. За последний год экспорт австрийских товаров в Россию сократился на 35%. Это грустно, поскольку Россия занимала 10-е место по объему экспорта австрийских товаров. Ситуацию нужно менять, восстанавливать утраченное доверие. Я хотел бы участвовать в этом процессе.

Стефано Вальдегамбери более категоричен:

— Я здесь, потому что поддерживаю народ Крыма, который сделал свой выбор на референдуме. Люди имеют право самостоятельно выбирать свою судьбу. Италия экономически заинтересована в пересмотре политики ЕС в отношении Москвы. За два года мы потеряли 3,5 млрд евро — таким ранее был объем экспорта из Италии в РФ. За последние годы экспорт продукции машиностроения сократился на 699 млн евро, экспорт одежды — на 539 млн евро, экспорт пищевой продукции — на 400 млн евро, экспорт автомобилей — на 399 млн евро, обуви — на 369 млн евро, металла — на 259 млн евро. Пострадали в основном северо-восточные регионы Италии, в том числе Венеция, где я живу, — экспорт в Россию из этих регионов сократился на 72%.

По словам европейских парламентариев, они намерены донести до бизнес-сообщества своих стран «всю перспективность» работы с Крымом.

Помимо Кассеггера и Вальдегамбери на форум приехали и два депутата Европейского парламента — Маркус Претцель из националистической партии «Альтернатива для Германии» и Яромир Количек из Коммунистической партии Чехии.

— Я здесь, потому что считаю необходимым отменить санкции в отношении России. Я вижу то, что происходит в Крыму, и думаю, что Европа должна принять выбор жителей полуострова. Отмена санкций, конечно, значительно улучшит инвестклимат полуострова, — пояснил Претцель «Новой газете».

Звонок Аксенову и Севастополь как офшор

Пока санкции сохраняются, думать над улучшением инвестиционного климата в Крыму приходится местным чиновникам. И они видят выход в радикальных решениях. На пленарном заседании главы Крыма и Севастополя делают два громких заявления.

— Мы понимаем, что Крым — особая территория, где действует целый ряд ограничений: это и украинская блокада, и непризнание нас международным сообществом со всеми вытекающими, — говорит глава Крыма Сергей Аксенов. — Поэтому мы решили побороть главную проблему бизнеса в России: бюрократию. Официально заявляю, что сроки согласования документации для готовых работать в Крыму инвесторов будут составлять один день, а не тридцать, как на материке. Если кто-то будет затягивать — сразу же звоните мне: свой телефон я присутствующим здесь предпринимателям оставил. Будем решать эти вопросы в ручном режиме. Если кто-то просит от вас денег «за решение проблемы» — тоже звоните мне.

Глава Севастополя Сергей Меняйло и вовсе предлагает организовать на полуострове российский офшор.

— На сегодняшний момент мы можем амнезировать действие на территории Крыма и Севастополя свободной экономической зоны. Есть определенные результаты, но итоги работы показывают, что нужно искать механизмы для придания дополнительной возможности роста экономики, — говорит он. — Нужны дополнительные льготы и преференции для привлечения как инвестора, так и капитала. Сегодня около $255 млрд концентрируется в зонах с особой юрисдикцией. Я думаю, неплохо было бы, если бы часть этих средств поработала у нас.

Однако губернатора Севастополя осаждает полпред президента в Крыму Олег Белавенцев.

— Есть закон о «Свободной экономической зоне», придумывать ничего не нужно, — говорит он. — Нужно сначала научиться грамотно использовать существующие рычаги.

Контракты

На второй день форума становится известно о новых контрактах. Самый громкий — строительство нового аэропорта в Симферополе с пропускной способностью до 10 млн пассажиров в год. «Банк Россия» готов инвестировать в проект 30 млрд рублей. Открыть аэропорт планируется в 2018 году.

Эту стройку крымские СМИ анонсировали еще в сентябре прошлого года. У самих крымчан идея вызвала скептицизм: в Симферополе уже есть аэропорт с пропускной способностью 5 млн пассажиров в год. Многие жители полуострова высказывали мнение, что новый аэропорт стоит построить в Севастополе: во‑первых, население города после присоединения к России возросло с 390 тысяч до 600 тысяч человек, а во‑вторых, Севастополь — готовый курорт на границе южного и западного побережий Крыма, тогда как Симферополь для туристов был и остается лишь перевалочным пунктом.

Вторая новость — заключение инвестодоговоров с местным бизнесменом Николаем Шалимовым, главой «Крымской строительной компании». Шалимов намерен вложить 3 млрд рублей в строительство оздоровительного комплекса в Ялте, а также двух жилых комплексов в Ялте и Алуште.

Между тем о возможных итогах форума чиновники говорят аккуратно.

— Всего мы надеемся заключить контрактов на сумму до 70 млрд рублей, — поясняет на брифинге глава республики Сергей Аксенов.

— Это не так много, — замечает кто-то из журналистов. — На питерском форуме и 300 млрд было.

— Рыбаки, чтобы поймать маленькую рыбку, тратят много приманки. И если клюнет одна — уже довольны. Если мы заключим хотя бы один контракт — это уже будет успехом, — вступается за главу республики спикер Госсовета Владимир Константинов. — А мы уже заключили не один.

Окончательно итоги форума подводят лишь на третий день — после личных переговоров Аксенова с бизнесменами. Результаты такие: 12 договоров на уже озвученную сумму около 70 млрд рублей.

— Мы не идеализируем ситуацию, но все же считаем форум успешным, — говорит глава Крыма, выйдя из комнаты переговоров. — К сожалению, не было заключено ни одного инвестиционного договора с нашими иностранными гостями, но с ними уже есть договоренности, которые мы будем обсуждать в частном порядке. Понятно, что люди боятся санкций. Какова стратегия Крыма и европейских депутатов по борьбе с санкциями, Аксенов уточнять не стал.

Иван Жилин