ЕС после года с лишним неопределенности сформулировал политику в отношении РФ. До сих пор она сводилась к осуждению аннексии Крыма и дестабилизации Донбасса, к регулярному продлению санкций.

Неопределенность подпитывалась разноголосицей между странами союза, выжиданием. Но рано или поздно нужно было определиться, как вести себя с Россией, которая сейчас и здесь, а не в надеждах и прогнозах. Национальная разноголосица осталась, но никто не решился принести в жертву своим особым связям с Россией более важные интересы ЕС.

Министры иностранных дел стран союза впервые по прошествии года включили Россию в повестку дня Совета по иностранным делам. Они утвердили подготовленные Брюсселем пять принципов, которые будут определять российскую политику ЕС на обозримую перспективу.

Первый принцип увязывает любую существенную перемену в отношении к России с выполнением Минского соглашения по Украине в том виде, в каком его понимают в Европе. Перемена может быть как в лучшую, так и в худшую сторону. Соответственно изменится и отношение. В любом случае ЕС не признает вхождение Крыма в состав России и не намерен менять эту позицию ни при каких обстоятельствах.

Второй принцип предусматривает укрепление отношений ЕС со странами Восточного партнерства (не только с Украиной, Грузией, Молдавией, которые пожелали ассоциироваться и интегрироваться с ЕС, но и с Азербайджаном, Арменией и даже Белоруссией), а также со странами бывшей советской Средней Азии. Тут ставка на экономику, «мягкую силу». Европа еще раз демонстрирует агрессивное неприятие территориальных сфер влияния, охотничьих заказников держав ХIХ и ХХ веков. Сегодня влияет тот, кто привлекателен.

Третий принцип — укрепление выносливости ЕС перед возможным давлением со стороны России. Это идея энергетической безопасности, которая основана на множественности источников и маршрутов снабжения энергоносителями. Здесь же — устойчивость перед «гибридными войнами», основанными на сочетании лобовой лжи и новых технологий. Здесь же — «стратегическая коммуникация», то есть (иными словами) сопротивление пропаганде.

Четвертый принцип — конструктивный и позитивный: развивать сотрудничество с Россией там, где возможно и полезно. Примерами взаимодействия чаще всего называют сделку по иранской ядерной программе, созыв Женевской конференции по Сирии, ближневосточный процесс, борьбу с терроризмом, климатическое изменение. Да и от российского газа нет смысла совсем отказываться.

Пятый принцип, очевидно, самый конфронтационный при нынешнем отношении Кремля к несанкционированным связям россиян с Западом. ЕС хочет развивать контакты между людьми (помимо организованных государством), поддерживать гражданское общество в России. Это притом что слово «иностранный» стало в нашей стране ругательным, а «иностранные агенты» и «нежелательные организации» преследуются. Но, как сказал мой знакомый депутат Европарламента, никакие законы об «иностранных агентах» не помешают общению граждан. ЕС не снимает с повестки дня визовую либерализацию с Россией. Не номенклатурную, для обладателей служебных паспортов, а широкую.

Глава дипломатии ЕС Федерика Могерини намеренно не стала включать в повестку дня обсуждение санкций: ни адресных «за Крым», которые 10 марта без обсуждения продлены до июня, ни серьезных «секторальных» экономических и финансовых, которые также без обсуждения продлены до конца июля.

По словам главы МИД Литвы Линаса Линкявичюса, летом ЕС будет делать выводы о продлении или отмене санкций на основе выполнения Минских договоренностей. Не на основе оценок, кто чего больше нарушал. Результат — это прекращение всякой стрельбы на Донбассе, отвод тяжелых вооружений и возвращение контроля Украины над всей линией границы с Россией. Но «крымские» санкции при нынешнем состоянии проблемы, наверное, навсегда. Их фигурантам придется с этим смириться.

Проблема санкций деликатна из-за разного отношения к ним разных стран союза. Есть лагерь членов ЕС, который хочет скорейшей отмены санкций. Это Италия, Греция, Венгрия, Австрия, Кипр. На другом полюсе — Великобритания, скандинавские и прибалтийские страны, Польша. Есть проблема европейских фермеров, работавших раньше на российский рынок и лишившихся дохода из-за российских контрсанкций. Они в понедельник устроили красочное и шумное шоу в Брюсселе, оказывая давление на министров иностранных дел и заседавших там же министров сельского хозяйства 28 стран ЕС.

Могерини, полемизируя с моим венгерским коллегой, напомнила, что ни разу санкции против России не продлевались автоматически, даже если иногда это могло выглядеть именно так. Всегда была политическая дискуссия, в которой учитывались мнения всех стран ЕС. На разных уровнях: глав государств и правительств, министров, послов.

Было дело, когда председатель итальянского правительства Маттео Ренци заблокировал очередное продление «секторальных» санкций. Но потом счел единство ЕС более важным для Италии.

В понедельник, проголосовав за «пять принципов», все главы дипломатических ведомств ЕС подтвердили единство в сложной ситуации, поставили союзные интересы выше национальных. Слухи о развале ЕС оказались опять сильно преувеличенными.

Александр Минеев