Российские экспортеры стремятся увеличить присутствие на рынке Ирана на фоне ожиданий отмены западных санкций в отношении этой страны. Отечественные компании рассчитывают заместить падающий спрос внутри страны за счет выхода на новые рынки сбыта. Экспортировать в Иран планируется все, что может вызвать интерес у иранских партнеров, — от сельхозтехники до вагонов, самолетов и строительства атомных энергоблоков.

Экономический кризис в России вынуждает российские компании искать новые рынки сбыта. В какой-то степени обесценивание национальной валюты открыло окно возможностей для российских экспортеров, которые увеличили ценовое преимущество своей продукции на внешних рынках.

На прошедшей на днях в Тегеране выставке «Торгово-промышленный диалог: Россия — Иран» российская делегация во главе с министром торговли и промышленности Денисом Мантуровым обсудила с иранской стороной целый спектр возможных отраслей для сотрудничества. А российские компании получили возможность ближе познакомиться с потенциальными иранскими партнерами и достигнуть предварительных договоренностей относительно будущих поставок российской продукции.

О предварительных результатах переговоров с иранскими компаниями было объявлено уже в первый день работы выставки. Так, глава Уралвагонзавода (УВЗ) Олег Сиенко сообщил, что в течение ближайшего полугодия компания поставит в Иран около 5 тыс. грузовых вагонов, спроектированных специально для иранской железнодорожной колеи, чья ширина отличается от российской и европейской и составляет 1435 см. Учитывая, что приблизительная стоимость вагона составляет €40–55 тыс., объем контракта оценивается примерно в €250 млн.

Емкость иранского рынка грузовых вагонов оценивается на уровне 28 тыс. единиц на ближайшие пять лет (в денежном выражении — около €1,5 млрд). Для УВЗ, столкнувшегося с сильным падением спроса на новые грузовые вагоны на российском рынке, выход на экспорт — способ загрузить производственные мощности и частично компенсировать падение внутреннего спроса. Как пояснил «Газете.Ru» Олег Молчанов, специальный представитель гендиректора УВЗ по Казахстану и Ближнему Востоку, грузовой железнодорожный парк Ирана, насчитывающий в настоящее время около 23 тыс. единиц, характеризуется сильной изношенностью, что позволяет говорить об определенном потенциале для реализации продукции УВЗ в этом регионе.

В Иран планируется продавать не только грузовые, но и пассажирские вагоны. «Трансмашхолдинг» (ТМХ) намерен поставить для метрополитена города Кум 117 вагонов. Помимо этого, ТМХ обсуждает поставку нескольких десятков грузовых электровозов, которые потребуются иранским железным дорогам после того, как будет электрифицирован участок железной дороги Гармсар — Инче Бурун (подрядчик — «РЖД Интернешнл», стоимость контракта оценивается в €1,2 млрд).

Россия планирует экспортировать в Иран и авиационную технику. По заявлениям Минпромторга, России и Ирану удалось достичь предварительного соглашения о поставке в Иран 100 гражданских самолетов Sukhoi Superjet 100 на ближайшие пять лет, также ведутся переговоры о продаже иранской авиакомпании Kish Air от 10 до 15 самолетов Ту-204СМ.

Устаревшим в Иране является и парк сельскохозяйственной техники. В связи с этим долю на рынке пытается завоевать российская машиностроительная компания «Ростсельмаш». Иран уже выразил готовность закупить 150 комбайнов Vector.

Голод по технологиям

Большинство производственных мощностей Ирана страдают от использования устаревших технологий, а действующие в отношении страны западные санкции в ряде отраслей запрещают передавать стране технологии. Поэтому одно из основных требований иранских компаний при обсуждении возможных экспортных поставок из России — это частичная локализация производства продукции на территории Ирана, что позволит модернизировать существующие предприятия, заполнить их мощности и получить доступ к новым технологиям.

Локализацию конечной сборки в Иране не исключают в Уралвагонзаводе. Ряд комплектующих для Sukhoi Superjet 100 также может производиться на иранских предприятиях. Вагоны для метро, которые «Трансмашхолдинг» намерен поставить в Иран, тоже будут произведены на иранском предприятии.

Впрочем, прежде чем говорить о стремительном развитии нового экспортного направления, российским компаниям предстоит решить непростую задачу финансирования сделок. Из-за европейских и американских санкций, вызванных ядерной программой Ирана, страна оказалась отключена от системы платежей SWIFT, что сильно затрудняет осуществление взаиморасчетов с зарубежными поставщиками.

Прямые платежи между Ираном и Россией могут пока выполнять только два банка — Мир Бизнес Банк (100-процентная дочка иранской финансово-кредитной организации Melli Bank) и Темпбанк, который находится под санкциями США за сотрудничество с Ираном. Мир Бизнес Банк осуществляет платежи только в иранских риалах и российских рублях, Темпбанк предлагает более широкий спектр валют: клиенты могут открыть расчетные счета в риалах, рублях, евро и юанях.

Представители большинства российских компаний, с которыми удалось поговорить «Газете.Ru», рассказали, что пока приходится использовать схему проведения платежей через Дубай (Объединенные Арабские Эмираты). В результате прохождение оплат занимает существенно более длительный срок.

По словам генерального директора Экспортного страхового агентства России (ЭКСАР) Алексея Тюпанова, одним из способов обойти существующие ограничения для расчетов с Ираном является увеличение объема сделок в национальных валютах, которые могут проводиться без участия банков третьих стран. «Мы будем стараться делать сделки в национальных валютах. У нас основная задача сделать так, что если иранский экспорт идет в Россию, чтобы он шел не через «серые» схемы в разных странах, а в паре рубль-риал через корреспондентские счета в российских банках», — сказал Тюпанов.

России и Ирану уже удалось договориться о выдаче взаимных гарантий под сделки между компаниями двух стран в национальных валютах. В Иране ЭКСАР сотрудничает с Агентством экспортных кредитных гарантий. «Мы с ним договорились об обмене рисками. Если у нас есть проекты в Иране, то они могут нам их гарантировать и наоборот. Мы сейчас такую схему с ними начнем обкатывать. Пока начнем с небольших сумм в $10–20 млн», — сказал Тюпанов.

Именно через ЭКСАР планируется поддерживать поставки грузовых вагонов производства Уралвагонзавода.

Экспортное страховое агентство России гарантирует российским производителям оплату поставок в Иран, что позволяет получать средства для выполнения работ уже сейчас, а не в отдаленном будущем. А иранский аналог ЭКСАР — Агентство экспортных кредитных гарантий — в свою очередь гарантирует оплату иранских покупателей российской экспортной продукции. В портфеле ЭКСАР, который действует в составе Группы Российского экспортного центра (РЭЦ, единственный акционер ЭКСАР), уже находятся заявки на финансирование сделок на общую сумму в $1 млрд, и в ближайшие годы, как ожидается, их объем может увеличиться кратно.

Дарья Скворцова