Что нужно для того, чтобы перед автопромом открылась гладкая дорога, а вагоны стали на рельсы?

Автомобилестроение и железнодорожное машиностроение — ещё две отрасли (помимо строительства и легпрома), которым, по мнению президента Владимира Путина, нужна поддержка государства. Какая? Об этом «АиФ» спросил у экспертов.

Автозаводы встанут?

Андрей Топтун, начальник отдела аналитики агентства «Автостат»

— Президент справедливо причислил автопром к отраслям российской экономики, находящимся в зоне риска. К такой ситуации привело падение автомобильного рынка, которое продолжается весь 2015 г., — по итогам 11 месяцев продажи автомобилей снизились на 35%. И эта тенденция будет усиливаться. В ноябре уровень падения составил 43% к ноябрю прошлого года, а по итогам года обвал может составить 40% от объёмов 2014-го.

Соответственно снижается и производство. По данным Росстата, за 11 месяцев с российских конвейеров сошло 1,2 млн легковушек, что на 23,6% меньше, чем годом ранее. В ноябре было выпущено порядка 100 тыс. машин — это на 22,2% ниже показателя годичной давности. Ещё в ноябре сразу несколько компаний приостанавливали свои конвейеры. Ряд крупных автозаводов, по данным «Автостата», стремясь избежать массовых увольнений, сокращает рабочее время или готовится к этому: раньше начинают новогодние каникулы и планируют позже их закончить. Некоторые предприятия на первую половину 2016 г. вводят четырёхдневную рабочую неделю. То есть в отрасли растёт скрытая безработица.

Одна из главных причин падения спроса — отсутствие у граждан и бизнеса уверенности в завтрашнем дне. Автомобили — дорогостоящий товар, который при этом не является предметом первой необходимости.

Падение продаж ускорило сокращение автокредитования: проценты по кредитам повышаются, ужесточаются условия их выдачи... Параллельно снижаются доходы населения.

Методы господдержки для отрасли уже отработаны и показали свою эффективность. Среди них — субсидирование автокредитования, программы утилизации старых автомобилей, льготного лизинга, дополнительные закупки для государственных нужд. По состоянию на 25 ноября 2015 г. объём продаж в рамках программ стимулирования спроса составил 482 тыс. автомобилей. Таким образом, 30% прогнозируемого на 2015 г. выпуска автомобилей — 1,6 млн — будут приобретены с помощью государства. Если эти меры государство продлит, то они значительно поддержат рынок, хотя говорить об окончательном спасении автопрома пока рано. А оно желательно, поскольку автопром — одна из таких отраслей производства, где каждое рабочее место генерирует до 10 в смежных отраслях.

Пока правительство не намерено сокращать поддержку автопрома. Недавно вице-премьер Аркадий Дворкович сказал, что допустить дальнейшего снижения производства автомобилей в стране нельзя, нужно как минимум зафиксировать его на достигнутом уровне. Лучше, конечно, подрасти, но точно необходимо не допустить дальнейшего падения. По его словам, объёмы под-держки отрасли в 2016 г. могут быть увеличены с 43 до 50 млрд рублей. А замминистра промышленности и торговли РФ Александр Морозов отметил, что Минпромторг планирует в условиях дефицита бюджета сосредоточиться на господдержке тех автопредприятий, которые выпускают «самые отечественные» и массовые модели.



Куда катится вагон?

Георгий Зобов, ведущий эксперт-аналитик отдела транспортного машиностроения Института проблем естественных монополий

— По данным Минпромторга РФ, отечественные железнодорожные машиностроители способны удовлетворить любой заказ. Потребности рынка локомотивной тяги и электропоездов закрывают два крупных промышленных холдинга — ЗАО «Трасмашхолдинг» и ЗАО «Группа «Синара», на рынке производства грузовых вагонов — более 15 предприятий. Но, несмотря на это, отрасль переживает не лучшие времена. Её производственные показатели начали снижаться ещё в 2012 г., в текущем году падение продолжилось. Только производство грузовых вагонов упало более чем на 50% по отношению к 2014 г. Сокращение заказов на основную продукцию, повышение себестоимости производства из-за удорожания материалов и комплектующих потребовали оптимизировать расходы. Это повлекло за собой сокращение рабочих мест, снижение затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, перепрофилирование предприятий, сокращение либо полное прекращение производства.

Чтобы изменить ситуацию в отрасли, необходима господдерж­ка. Стоимость выпускаемой продукции высока, поэтому предприятиям железнодорожного машиностроения необходимо чётко понимать, какое количество сырья они должны закупить. Значит, им нужен не просто спрос на продукцию, а долгосрочные гарантии этого спроса — то есть контракты на поставку на несколько лет вперёд. А такие контракты может обеспечить только государство.

При этом заказ для железнодорожного машиностроения даёт один из самых высоких мультипликативных эффектов для экономики России. Так, увеличение объёма производства в отрасли на 1 рубль даёт увеличение производства в смежных отраслях на 1,53 рубля. Для сравнения: в автомобилестроении этот показатель составляет 1,38.

В скором времени Россия «встанет на высокоскоростные рельсы». Для этого потребуются новые высоко­скоростные поезда, которые ранее у нас не выпускали, — нет технологий. На первом этапе помогут кооперация с иностранными компаниями и импорт технологий из-за рубежа, но позже потребуется самостоятельно освоить производст­во такой продукции. И здесь опять не обойтись без помощи государства. Отрасли нужны налоговые льготы, субсидии на техническое и материальное перевооружение предприятий, на переобучение персонала и повышение его квалификации.

Если поддержать железно­дорожное машиностроение, оно сохранит или даже поможет создать тысячи рабочих мест в ряде городов, в которых предприятия этой отрасли являются градообразующими.

Алексей Чеботарёв, Виктория Гудкова