В послании Федеральному Собранию, озвученном в конце прошлой недели, Владимир Путин отметил, что решать масштабные задачи можно, только изменив структуру экономики. Помочь ей выйти из кризиса, считают эксперты, может и грамотное стратегическое планирование.

«Ничего не меняя, мы просто-напросто проедим наши резервы, а темпы роста экономики будут колебаться на нулевой отметке», — сказал президент России. О необходимости коренных перемен в устройстве экономики давно говорят и эксперты. Одна из ключевых идей — стратегическое планирование, которое может стать основой устойчивого экономического роста.

Принятый в 2014 году Закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации», хотя и был проработан довольно досконально, сегодня устаревает на глазах, как и многие стратегии развития и выхода из кризисов, подготовленные правительством, отмечают специалисты.

В настоящий момент начата работа над стратегией социально-экономического развития России до 2030 года. Пока формируется рабочая группа, вырабатываются основные приоритеты развития и т.п. Премьер-министр Дмитрий Медведев на встрече с членами Экспертного совета при Правительстве РФ в конце октября заявил, что этот документ должен быть рабочим и действенным. «Есть и ряд идей, связанных с долгосрочными прогнозами, нашими планами на будущее, развитием страны уже на долгосрочную перспективу, — отметил он. — Это не должен быть просто декларативный документ, но, тем не менее, какие-то подходы, наверное, нужно формировать и на будущее».

Вернуться к рассмотрению идеи об использовании планирования в экономике призвал на недавнем «круглом столе», прошедшем в Москве, и бизнес-омбудсмен Борис Титов. «Теория индикативного планирования на основе межотраслевых балансов появилась в Советском Союзе и до сих пор не реализована, — напомнил он. — Более того — мы от нее ушли, полностью игнорируя необходимость планирования, хотя все капиталистические экономики этим занимаются».

Представители предпринимательского и экспертного сообщества надеются, что идеи, изложенные в недавнем докладе Столыпинского клуба, также могут лечь в основу будущей стратегии и сделать ее более практичной. Среди них — насыщение экономики денежной массой, снижение административных барьеров, изменение политики Центробанка, административная, налоговая и земельная реформы, пересмотр подходов к формированию федерального бюджета, а также снижение ключевой ставки ЦБ (влияет на стоимость кредитов) хотя бы до 9,5% (сейчас — 11%).

Система стратегического планирования в России должна стать полноценным инструментом развития экономики, убеждены многие эксперты. «Мы должны быть готовы к тому, что и период низких цен на сырье, да и, возможно, внешние ограничения, могут затянуться, и затянуться надолго», — отметил Путин в своем послании.

А это значит, что нужна диверсификация экономики и уход от сырьевой зависимости. Франция, Япония и Южная Корея наглядно доказали преимущества стратегического планирования для развития рыночной экономики — уже в первые годы работы такой системы темпы роста страны могут ускориться до 6—8% в год. Нечто подобное было и в СССР, когда шло послевоенное восстановление экономики. Но с годами этот уникальный опыт был утрачен.

Одна из проблем ныне существующих стратегий — то, что, раз приняв, чиновники их не корректируют в соответствии с изменившейся ситуацией. Один из выходов — создание специализированного института, ответственного за разработку и координацию усилий по достижению стратегических целей и задач социально-экономического развития, полагают эксперты.

Андрей Смирнов