Вопреки санкциям и кризису компании из США продолжают наращивать свое присутствие в России. Секрет американского успеха – упор на рынок недорогого фастфуда, который в кризис становится только популярней.
Компании из США продолжают активную экспансию на российском рынке. По итогам периода со второго полугодия 2014-го по первое 2015 года на долю американских брендов пришлось 64% новых торговых точек, открытых в России, говорится в исследовании компании «Магазин магазинов». Для сравнения, на долю ближайших конкурентов США (Швеции и Испании) пришлось лишь по 8%.
Как отмечают эксперты, в 2015 году мы впервые увидели отрицательную динамику в ритейле – закрылось больше иностранных магазинов, чем открылось новых (1024 выбывших торговых точек против 991 открытой).
Однако американцев этот тренд не коснулся. За год американские бренды закрыли 165 точек, но открыли 364. Рынок покинули такие бренды, как Carl's Junior (который, впрочем, после объявил о возврате в Екатеринбург), American Eagle Outfitters, Diane von Furstenberg, Wendy's. Однако их заменила целая плеяда новых игроков. В Россию пришли Dockers, Forever 21, Charley's Philly Steaks, Great American Cookies, Magnolia Bakery, Pizza Hut, Pretzelmaker, Schlotsky's, Twin Peaks, Crate & Barrel и другие. Как уточнила Ольга Ясько, директор департамента аналитики Knight Frank & CIS, всего за этот период на российский рынок вышло 14 новых американских брендов.
Как отмечается в исследовании, активность иностранных сетей снизилась из-за резкого падения оборота розницы (-7,9%, крупнейшее падение с 1991 года), ослабления курса национальной валюты по отношению к доллару. Еще одна очевидная причина — падение реальных денежных доходов населения, которое составило 3%. Тяжелее всего пришлось сетям, работающим в среднем ценовом сегменте. Как говорится в исследовании, на их долю пришлось почти 90% закрытых торговых точек.
Сыграли свою роль и политические факторы: обострение отношений с Западом, санкции, кризис на Украине. Однако это все не помешало американским ритейлерам продолжать свое развитие.
Список товаров, которые предлагают россиянам американские компании, довольно широк и включает в себя даже люксовые бренды. Так, всемирно известная ювелирная компания Tiffany открыла в России первый отдельный магазин. Однако наиболее активен общепит, что, как отмечают эксперты, было достаточно предсказуемо – в условиях кризиса продажи дешевого фастфуда всегда идут вверх.
«Относительно высокая активность была видна у американских фастфуд-игроков — Dippin Dots, Krispy Kreme, Nathan's Famous», — подтверждает Валентин Гаврилов, директор отдела исследований рынка CBRE.
Первая пятерка брендов, проявивших наибольшую активность, состоит исключительно из американского фастфуда (KFC, Burger King, MCDonalds, Starbucks, Baskin Robbins открыли больше всех новых точек). Причем Burger King и KFC также активней всех продолжали экспансию, увеличив количество городов присутствия на 7 и 5 соответственно. И это при том, что в целом в городах с населением до миллиона человек количество торговых точек снизилось на 15% по сравнению с 2014 годом.
«Новые игроки будут продолжать приходить и тестировать российский рынок на интерес к своим товарам. Сейчас «вход» на рынок стоит достаточно дешево, так как коммерческие условия для арендаторов существенно улучшились в сравнении с предкризисной ситуацией», — полагает Валентин Гаврилов.
При этом, как считает Юлия Ситникова, старший консультант по исследованиям «Магазина магазинов», несмотря на политические проблемы, американские ритейлеры сохранят свое присутствие на рынке.
«Маловероятно, чтобы американские бренды полностью покинули рынок. Российский рынок – большой рынок сбыта, при этом довольно неплохо ими освоенный (в частности, сетями общепита). Возможно, санкции и осложнения во внешней межгосударственной обстановке могут влиять на настроения ритейлеров и каким-то образом сдерживать их экспансию. Но говорить об их уходе с рынка точно не стоит», — уверена она.
При этом лучшие позиции, учитывая сегодняшние тенденции, сохранят за собой уличная еда и дешевая одежда.
«Вероятнее всего, продолжат развиваться сети фастфуда. Что касается fashion-ритейла, то планы по развитию будут преимущественно у брендов низких ценовых сегментов. Остальные, вероятнее всего, будут проводить достаточно консервативную политику развития в ожидании стабилизации доходов населения и розничного товарооборота», — считает Гаврилов.
Павел Чернышов
- Главная
- →
- Выпуски
- →
- Экономика и финансы
- →
- Аналитика и прогнозы
- →
- Россияне выбирают американское
Аналитика и прогнозы
Группы по теме:
Популярные группы
- Рукоделие
- Мир искусства, творчества и красоты
- Учимся работать в компьютерных программах
- Учимся дома делать все сами
- Методы привлечения денег и удачи и реализации желаний
- Здоровье без врачей и лекарств
- 1000 идей со всего мира
- Полезные сервисы и программы для начинающих пользователей
- Хобби
- Подарки, сувениры, антиквариат