Сирийская армия при поддержке российской авиации пытается уничтожить финансовую базу террористических группировок

Террористическая организация «Исламское государство», запрещенная в России, перебросила из района Эр-Ракки в провинцию Алеппо несколько десятков тяжелых противотанковых ракетных комплексов (ПТРК) BGM-71 TOW и боевиков, умеющих обращаться с этим мощным оружием американского производства. Прибыв в район назначения, операторы-наводчики ПТРК в сопровождении небольших мобильных отрядов террористов на трех-четырех автомобилях, в которых кроме самого ракетного комплекса перевозится и запас боекомплекта, рассредоточились по разным районам провинции Алеппо, где развернули наступление проасадовские силы.

Сухопутные подразделения сирийской армии уже почувствовали прибытие к противнику подкрепления. Террористы оперативно выкладывают в сети Интернет видеосъемки-отчеты с результатами рабо­ты BGM-71 TOW. И если операторы-наводчики, в массе своей серьезные мужчины старше сорока лет, сосредоточенно молчат, то охраняющие их молодые боевики каждый точный выстрел, каждый подбитый танк или САУ (самоходная артиллерийская установка) сопровождают возгласами «Аллаху акбар!». Счет потерь бронетехники сирийской армии пошел уже на десятки.

Прибывшее к террористам подкрепление не могло не отразиться на оперативной обстановке: на отдельных участках противник Асада контратакует. К примеру, расположенный в тринадцати километрах к югу от Алеппо город Абтин, несколько дней назад освобожденный правитель­ственными войсками, снова перешел под контроль боевиков.

Ожесточенные бои продолжаются и в южной части Алеппо. Сирийская армия пока безуспешно пытается выбить боевиков из кварталов Аль-Хадыр, Аль-Айс, Тель-Дамман и Зербе. При этом точечное применение возможностей российской авиагруппы в ходе уличных боев невозможно. В том числе из-за близкого расположения друг к другу противоборствующих сторон.

Нарастание сопротивления исламистов в провинции Алеппо вполне объяснимо. И не только потому, что разгром террористических группировок на северо-западе Сирии откроет оперативный простор для разворачивания наступления в направлении самопровозглашенной столицы «Исламского государства» Эр-Ракка.

Потеряв контроль над провинцией Алеппо, террористы лишатся выхода на сирийско-турецкую границу (другой ее участок уже давно находится под контролем курдов). А это очень серьезный удар по нефтяному транзиту — ключевому компоненту финансирования «Исламского государства». Потому что именно через провинцию Алеппо нефть с территории Сирии поступала в турецкий порт Джейхан.

Британский журналист Нафиз Ахмед не раз обвинял официальные власти Турции и США, что они закрывают глаза на продажу нефти ИГ на черном рынке. Западные СМИ писали и о танкерах, принадлежащих турецко-азербайджанскому миллиардеру Мубаризу Гурбаноглу и зафрахтованных под нефть ИГ.

О нефтяном бизнесе ИГ «Новая» рассказывала еще до начала военной операции российской авиагруппы, дислоцирующейся на авиабазе «Хмеймим» близ Латакии (см. № 106 от 28 сентября 2015). Влиятельная британская газета Financial Times провела свое расследование и 14 октября опубликовала статью «Нефтяное знамя ислама», в которой подсчитала, что под контролем ИГ находится не менее девяти нефтяных месторождений на территории Сирии и Ирака. По оценкам ньюсмейкеров Financial Times, только на территории Сирии террористы ежедневно добывают от 34 000 до 40 000 баррелей нефти.

Удивительно, но наши британские коллеги ни словом не обмолвились про нефтепроводы, акцентировав внимание своих читателей на том, что транспортировка нефти на подконтрольных ИГ территориях осуществляется или на автоцистернах, или и вовсе в канистрах.

Из многочисленных интервью с сирийскими трейдерами и инженерами-нефтя­никами, представителями западных спецслужб и нефтяными экспертами Financial Times выяснила, что контрабандой нефти в Турцию занимаются сирийцы. Они якобы покупают нефть на местных рынках, заливают в 25-литровые канистры и переправляют через границу на северо-западе Сирии. «Когда цены на нефть были высоки, контрабандисты загружали по 50—60 канистр в лодки или металлические лохани и перетаскивали их на турецкий берег с помощью веревок, закрепленных на обоих берегах реки. Там их перегружали на тракторы, которые отвозили груз на мест­ный черный рынок, откуда нефть могли забирать автоцистерны для дальнейшей перепродажи…»

«Канистры также перевозят на мулах, ослах и лошадях (животное может нести от четырех до восьми канистр)», — написала Financial Times.

Опрошенные нами сотрудники российских нефтяных компаний скептически оценили версии о транспортировке нефти при помощи автоцистерн и «канистровую контрабанду».

Сотрудник российской нефтяной компании привел математические расчеты. 35 тысяч баррелей нефти — это 7 тысяч тонн. Чтобы ежедневно отгружать такое количество нефти, необходим автопарк из семисот 10-тонных автоцистерн (Financial Times пишет про автомобили емкостью по 75 баррелей). С учетом того, что автоцистерны должны загрузиться, доехать до пункта сбыта, разгрузиться, вернуться, автомобилей должно быть в несколько раз больше.

— Автоцистерны необходимо еще и охранять, — недоумевал наш собеседник. — Выходит, что по территории, под­конт­рольной ИГ, день и ночь курсируют огромные колонны автоцистерн, которые не замечает авиация коалиции, возглавляемой США?

Даже если целиком принять картину, нарисованную коллегами из FT, и вся торговля нефтью и газом в Сирии и Ираке идет только с колес и ишаков, главный вопрос остается неизменным. Медленные беззащитные металлические наливники великолепно отражают сигнал авиационных радаров за многие десятки километров. Чтобы их разглядеть, никакие спутники не нужны. Получается, что более года с начала бомбардировок тысячи машин, представляющих идеальную мишень для авиации США, изо дня в день создавали базу экономического могущества ИГ?

Один из моих собеседников, который несколько лет назад освободился из колонии, где отбывал наказание за хищение неф­ти из трубопроводов, обратил внимание на то, что сирийская нефть — трудно­извлекаемая, высокосернистая, так называемая «тяжелая нефть», с плотностью от 0,917 до 1,022 г/см3 по своей структуре похожая на нефть, добываемую на Ромашкинском месторождении Татарстана

— Это очень плотная, вязкая субстанция, переливать ее из автоцистерны в канистры очень трудоемко, чтобы разлить такую нефть даже из одной автоцистерны в четыреста 25-литровых канистр, понадобится не менее пятидесяти часов работы без перерывов на еду и сон.

— А как же ты загружал бензовозы из нефтепровода с «тяжелой нефтью»? — уточнил я.

— Нефть в трубопроводах идет под высоким давлением. Там стояла задача вовремя перекрыть вентиль…

Все опрошенные нами эксперты сошлись во мнении, что без использования трубопроводов невозможна транспортировка такого количества нефти и газа, который добывается на территориях, контролируемых «Исламским государством».

Как уже рассказывала «Новая», под контролем ИГ оказались нефтепроводы из иракского Киркука в турецкий порт Джейхан, а также труба ISLP, которая соединяет иракские месторождения с ливанским портом «Сайда» с ответвлением в сирийский порт «Банья».

СМИ множество раз сообщали, что ISLP был уничтожен еще в 2003 году в результате бомбардировок ВВС США с целью экономической блокады режима Саддама Хусейна и что трубопровод не функционирует. Между тем американские самолеты в 2003 году атаковали лишь иракскую часть нефтепровода ISLP. На территории Сирии и Ливана и насосные станции, обеспечивающие необходимое давление для транспортировки, и трубы (большая часть трубопроводов находится под землей) всегда были исправны.

Все эти факты говорят о том, что на северо-западе Сирии в провинции Алеппо сегодня идут не тактические бои. Фактически, там решается судьба «Исламского государства». Ликвидация «нефтяного транзита» лишит террористический интернационал финансовой подпитки, что, в свою очередь, существенно затруднит и вербовку новых боевиков, и закупку оружия и боеприпасов.

Ирек Муртазин