В этом году выездной отдых стоил туристам на 30 процентов дороже. Речь не только о Турции, Египте и прочих заморских курортах, но и об отечественных, ведь большинство россиян все-таки отправились на Черноморское побережье Краснодарского края.
Туроператоры подвели итоги отпускного сезона: число туристов, побывавших этим летом в Краснодарском крае, увеличилось на 3%. Эта цифра может быть и больше, если изучить аналитику, которую подготовили социологи, и прислушаться к мнению людей.
Кому пришлось «несладко»?
Социологический опрос в конце сентября провели сотрудники ВЦИОМ. Согласно этим данным, летом удалось отдохнуть 59% россиян. Правда, из-за экономических трудностей, не каждый мог позволить себе куда-нибудь поехать. Так, 36% провели свободные летние дни дома, 23% - выезжали куда-либо из своего родного города/села. К слову, в этом году очень выросла популярность дач - все таки, лучше любоваться на природу, чем оставаться в каменных джунглях.
Из тех, кто все-таки сумел выбраться, большинство отправилось на курорты Краснодарского края и Крыма. Также в рейтинг попали Московская область, Турция, Греция, Египет, Санкт-Петербург, Италия, Испания и Франция.
Туристы отмечают, что выездной отдых в этом году обошелся существенно дороже (на 30%), чем в прошлом, кроме того, фактический бюджет заметно превысил предполагаемый. Согласно данным сентябрьского опроса, средний россиянин этим летом заплатил за поездку 38 516 рублей (против 29 731 в 2014 году). У москвичей и петербуржцев эта сумма в полтора раза больше, чем в среднем по выборке (59 239 рублей). Также высоки траты у людей с высшим образованием и материально обеспеченных (46 710 и 45 435 рублей соответственно). В мае же россияне в среднем планировали потратить 32 810 рублей на одного члена семьи.
Впрочем, это неудивительно. Если цены на гостиничные номера в сравнении с прошлым годом почти не изменились, то стоимость продуктов постоянно росла. И тем, кому не удалось вписать «все включено» в свой бюджет, пришлось «несладко» в прямом и переносном смысле.
Мы побывали в сентябре в Анапе и Сочи и пообщались с отдыхающими.
«Мне понравилось все, кроме обслуживания в кафе, - делится впечатлениями Ольга Симоненко. - Ездили в Анапу, зашли с семьей поужинать в ресторанчик. Ребенок захотел поесть картофель-фри. Но официант заявил, что это гарнир и подается только с основным блюдом, хотя в меню это прописано не было. Конечно же, такой подход существенно удорожает продукт. Не понравилось нам и само обслуживание, официант с нами разговаривал так, как будто делает одолжение, это при том, что в заведении были заняты всего два стола».
Сферой обслуживания недовольны и отдыхающие в Сочи. Правда, здесь несколько другие претензии.
«Я не попала на Олимпиаду, но очень хотела посмотреть места, где все это происходило, - рассказывает Татьяна Вересова из Перми. - В Интернете нашла гостиницу 3 звезды за две тысячи рублей в сутки. В стоимость включен завтрак. Думала, что поблизости будут недорогие кафе, в которых я смогу питаться. Рассчитывала уложиться в 600 - 800 рублей. Но обеды и ужины обошлись в два раза дороже. Соответственно и потратила я гораздо больше, чем планировала».
На территории гостиничного комплекса, где остановилась Татьяна, находится несколько кафе и ресторанов, но осенью работали только последние. И позволить себе там покушать может далеко не каждый: салатик - от 400 рублей, паста - 590, пицца - 590, мясо - от 750 рублей. В общем, по минимуму выходит около 1000 рублей с человека за одну трапезу.
Несмотря на то, что общее впечатление от отдыха у Татьяны хорошее: море, солнце, олимпийские объекты, выставки-музеи - осадок все же остался.
«Я впервые видела, чтобы тренажерный зал не входил в стоимость проживания, - удивляется девушка. - Одно посещение стоит 300 рублей, 12 - 3000 рублей, а безлимитные занятия в спортзале - 5000 рублей в месяц».
Наследие прокормит?
Впрочем, по словам местных жителей, недостатка отдыхающих Сочи не испытывает.
«После Олимпиады количество туристов резко увеличилось, - рассказывает таксист Алексей Кравченко. - Например, этим летом в Адлере разместиться было очень сложно, несмотря на огромное количество построенных объектов. Уже в августе на вокзале взял клиентов, которые приехали на море «неподготовленными». Хотели на месте найти гостиничку подешевле. Мы искали почти весь день! Все было забито! В итоге нашли в 10 км от моря».
По словам Алексея, Сочи - дорогой город. Чаще всего отдыхать сюда едут люди из больших городов, где проблем с рабочими местами и зарплатами нет.
«Кстати, проживание на нашем курорте не такое уж и дорогое, - констатирует таксист. - После Олимпиады городу осталось огромное наследие - большое количество гостиниц. Номера в них можно снять по вполне приемлемым ценам. Дорог сам сервис. Потому что в сезон все хотят снять сливки, чтобы безбедно жить зимой».
Сочинские таксисты не скрывают, что в основном зарабатывают на «неподготовленных» туристах.
«Самые продвинутые москвичи и петербуржцы, - говорит другой таксист Армен Оганесян. - Эти и отель забронируют по Интернету, и про питание все выяснят, да и такси ни за что ловить на вокзале не будут - вызовут городское. Другое дело, какая-нибудь пожилая пара из средней полосы России, которая тоже решила прикоснуться к олимпийскому наследию. Таких сейчас немало. Они помнят советские времена, когда можно было приехать на курорт, тут же снять койко-место, затариться продуктами на рынке и прекрасно провести время. Они покупают билет на поезд. А здесь мы их уже ждем с распростертыми объятиями и новыми ценниками на все услуги. Я, конечно, могу сразу отвезти к частнику. А могу - весь день катать в поисках лучшего места. Счетчик-то работает на меня!»
Снять сливки мечтают все. Но, обманывая туриста, людям, работающим в сфере услуг, неплохо бы подумать и о будущем: а вернется ли сюда отдыхающий после такого отдыха?
Согласно опросам, отправляясь на море, отпускники, в первую очередь, обращают внимание на доступные цены на товары и услуги (так ответили 52% опрошенных), потом их интересуют - климатические условия желаемого района отдыха (50% респондентов) и уже в последнюю очередь - комфортные условия проживания (49%). Меньше всего отдыхающие думают о наличии культурно-исторических достопримечательностей.
Фатима Шеуджен
- Главная
- →
- Выпуски
- →
- Экономика и финансы
- →
- Аналитика и прогнозы
- →
- Главная статья расходов
Аналитика и прогнозы
Группы по теме:
Популярные группы
- Рукоделие
- Мир искусства, творчества и красоты
- Учимся работать в компьютерных программах
- Учимся дома делать все сами
- Методы привлечения денег и удачи и реализации желаний
- Здоровье без врачей и лекарств
- 1000 идей со всего мира
- Полезные сервисы и программы для начинающих пользователей
- Хобби
- Подарки, сувениры, антиквариат