Когда говорят об экспорте, то в представлении обычного гражданина сразу же возникают гигантские корпорации, поставляющие за рубеж целые составы или пароходы товаров. Как показывает мировая практика, эта картина не вполне соответствует реальности.

В Европе на малые и средние предприятия (МСП) приходится до 50% от общего объема экспорта. В России этот показатель в десятки раз меньше. С другой стороны, увеличение экспортных поставок со стороны МСП — это значимый ресурс для развития страны.

В условиях падения на внешних рынках цен на основные российские экспортные товары — нефть и газ — правительство, еще больше думает о конкретных практических шагах для экспортной диверсификации. Выступая с отчетом о работе правительства за 2014 год в Госдуме, глава правительства Дмитрий Медведев подчеркнул необходимость оказания финансовой поддержки, в том числе субсидирования процентной ставки, экспортерам. «Наши экспортеры — и небольшие компании, и крупные — должны получать все необходимые финансовые и иные услуги в режиме «одного окна», — отметил Медведев.

Между тем доля МСП в общем российском экспорте составляет всего 0,4%, по данным исследования аналитического центра МСП Банка, входящего в группу Внешэкономбанка. В абсолютном исчислении количество малых и средних предприятий, осуществляющих экспортную деятельность, составляет 13,4 тыс. предприятий, по данным Росстата за первый квартал 2015 года.

В развитых странах вклад МСП в экспорт в десятки раз превышает российские показатели и колеблется от 25 до 50%. Во Франции и Италии в секторе обрабатывающей промышленности экспортная доля МСП почти такая же, как и экспортная доля больших предприятий (по данным анализа ЭКСАР, с которым ознакомилась «Газета.Ru»). Что касается азиатских стран, то там вклад малых и средних предприятий в экспорт еще более велик: в Корее — примерно 40%, в Китае — более 50%, в развивающихся странах Восточной Азии — около 40%.

Можно подробнее остановиться на опыте Германии, которая считается образцовой с точки зрения экспорта экономикой (на экспорт приходится почти половина ВВП страны). В стране насчитывается 3,7 млн МСП — их называют здесь «Mittelstand», «середняки». На эти предприятия приходится порядка 50% ВВП Германии, там занято 63% рабочей силы. Их доля в германском экспорте составляет около 20%, или €200 млрд. Внешнеэкономической деятельностью занимаются более 345 тыс. немецких МСП — это почти 98% от всех немецких компаний, поставляющих за границу товары и услуги. Возможно, основной секрет успеха немецких МСП — это «клановость», в 95 из 100 случаев они являются семейным бизнесом. По немецкому законодательству семейным предприятиям малого или среднего размера полагаются значительные налоговые послабления, таким образом власти Германии поддерживают интерес населения к ведению предпринимательской деятельности, которая в Германии охватывает широкий спектр производственных сегментов: от шитья одежды и обуви до производства высокотехнологичных протезов или церковной утвари.

Почему мы отстаем?

Причин для отличий в России несколько. Низкие показатели по экспорту малого и среднего предпринимательства связаны прежде всего с тем, что большая часть субъектов МСП по-прежнему занята в торговом секторе, считает директор департамента развития малого и среднего бизнеса Минэкономразвития Наталья Ларионова. В мире среди МСП-экспортеров в мире традиционно преобладают именно предприятия обрабатывающей промышленности. В России же только 10% всех малых и средних предприятий являются обрабатывающими производствами. Наибольшую долю в общем количестве МСП составляют предприятия в сфере оптовой и розничной торговли и компании, занимающиеся операциями с недвижимостью. Кроме того, так как Россия — страна большая, экспортный потенциал во многом зависит от уровня развития того или иного региона. Лидером по количеству предприятий, занимающихся внешнеэкономической деятельностью, и по их выручке от экспортной деятельности является Центральный федеральный округ. ЦФО обеспечивает около 40% российского экспорта — в нем зарегистрированы 4,2 тыс. МСП. Второе и третье места занимают Северо-Западный и Приволжский федеральные округа. По числу компаний, работающих на внешних рынках, они охватывают около 20% и чуть более 10% соответственно. В наименьшем объеме внешнеэкономическая деятельность представлена в Северо-Кавказском округе: его доля составляет порядка 1%.

Еще одна важная причина низкого уровня развития экспортной деятельности МСП в России — нехватка информации о возможностях и требованиях зарубежных рынков. «Реализации экспортного потенциала малых и средних предприятий также препятствуют такие факторы, как недостаток информации об особенностях ведения бизнеса на зарубежных рынках, кадровые проблемы, высокая конкуренция за рубежом, повышенные требования к качеству продукции, предъявляемые зарубежными потребителями, сложности с организацией коммуникации с зарубежными партнерами», — перечислила основные проблемы Ларионова из Минэкономразвития. Недостаток информации и знаний о ситуации на международных рынках, тенденциях развития и существующих нишах сильно сдерживает выход российских МСП на внешние рынки, рассказал «Газете.Ru» генеральный директор Российского агентства поддержки малого и среднего бизнеса Виктор Ермаков. По его словам, затрудняет экспортную деятельность и отсутствие или плохо организованный процесс коммерциализации результатов исследований и инновационных разработок на предприятиях.

Барьером к продвижению товара или услуг за рубежом становится и недостаток информации о требованиях зарубежных рынков, о потенциальных партнерах, а также ограниченные возможности по продвижению продукции за границей, отмечает генеральный директор ЭКСАР Алексей Тюпанов. В основном это барьеры нефинансовой сферы, отмечает он, но есть и сложности, связанные с деньгами: для развития масштаба деятельности субъектам МСП не хватает финансовых средств для ведения экспортной деятельности.

«Россию хорошо знают в мире как производителя автомата Калашникова и водки. Поэтому, если вы далеки от торговли оружием или производства алкоголя, требуется много усилий и времени, чтобы убедить покупателей, что твоя техника достойна: это участие в выставках, презентациях, поставки и испытания опытных образцов. Это все очень большие затраты», — отметил гендиректор МЗ «ТОНАР» Денис Кривцов, чья компания производит самосвальные автопоезда и полуприцепы-платформы и экспортирует их в страны Южной Америки, Африки и Монголию.

Слова экспертов подтверждаются данными опроса экспортно ориентированных МСП из 20 российских регионов, который был проведен РАПМСБ. Нехватка информации о необходимых для развития бизнеса шагах стала причиной отказа от экспортной деятельности более чем для 40% опрошенных предприятий. На втором месте по актуальности стоит недостаток финансовых средств для начала и ведения экспортной деятельности. Эту причину как основную назвали 37% компаний. Чуть более трети опрошенных предприятий считают, что препятствием на пути развития экспортного потенциала является недостаток информации о возможных зарубежных партнерах.

Что касается финансирования, то понятно, что компании с миллиардными оборотами на порядок легче получить кредит, чем МСП-бизнесу, особенно в сегодняшних экономических условиях. Государство намерено решить эту проблему, уверен руководитель ЭКСАР Алексей Тюпанов. По его словам , агентство разработало программу сотрудничества с региональными банками, в рамках которой сотрудничество с агентством позволяет в 2 раза снизить стоимость кредитных денег для МСП, которые планируют заниматься экспортом. «В этой программе участвуют уже порядка тридцати банков», — отмечает Алексей Тюпанов. «Мы создали массовый продукт для малого и среднего бизнеса, и в прошлом году объем поддержанного агентством экспорта в сегменте МСП составил более 2 млрд руб.».

Еще одна проблема, с которой сталкиваются субъекты МСП, планирующие вести внешнеэкономическую деятельность, заключается в трудностях подбора кадров . Сильнее всего это ощущается в региональных компаниях, отмечает руководитель информационного портала «Экспортеры России» Юрий Шурыгин. «Реальному практическому живому экспорту практически не учат, сотрудникам приходится методом проб и ошибок постигать эту науку», — отмечает он. С ним соглашается и Ермаков, отмечающий, что причина, по которой большинство российских МСП не готовы к выходу на внешние рынки, кроется в нехватке квалифицированных специалистов по вопросам продвижения на международные рынки и слабых навыках в сфере экспорта товара за пределы региона и страны. Деятельность центров по поддержке экспорта призвана помочь субъектам МСП, в особенности тем, которые находятся в российских регионах, преодолеть эти барьеры, отмечают эксперты.

Экспорт — долгосрочная инвестиция

Перспективы у российских малых и средних предприятий на мировых рынках очень неплохие, уверены аналитики. «В России есть огромные перспективы роста за счет углубления переработки сырья: минеральные удобрения, химическое производство и нефтехимия, лесопереработка, огромные возможности для развития в пищевой промышленности, в сельском хозяйстве, в машиностроении (производство различных машин и оборудования), в металлургическом производстве», — говорит Виктор Ермаков из Российского агентства поддержки малого и среднего бизнеса. «Если уже сегодня со всеми текущими проблемами и сложностями экспорт МСП находится на уровне около $5 млрд, то при реализации всех созданных сегодня механизмов поддержки эта цифра будет только расти», — уверен Тюпанов. «Главное — разъяснить экспортерам, что экспорт — это инструмент защиты бизнеса. Чем более диверсифицирован экспорт, тем меньше зависимость производителя от национальной экономики и от влияния международных экономических кризисов», — отмечает он.

Учитывая, что целенаправленно малый и средний бизнес начал развиваться в России относительно других государств недавно, российские предприниматели постепенно перестают бояться внешних рынков, отмечает Шурыгин из «Экспортеров России». Если раньше компании прежде всего ориентировались на внутрироссийские потребности, выходили на региональные, потом федеральные рынки, то в последний год интерес к зарубежным рынкам сбыта сильно возрос. Связано это, в числе прочего, и с подешевевшей национальной валютой, которая сделала российскую продукцию более конкурентной. К тому же выход на зарубежные рынки актуален для развивающихся компаний, которые «сталкиваются с ограничением спроса на собственную продукцию в силу узкоспециализированного характера продукции либо в силу высокой конкуренции на локальных рынках и в этой связи начинают рассматривать экспортную деятельность как альтернативу дальнейшему развитию», пояснила «Газете.Ru» Ларионова из Минэкономразвития. Для решения этой задачи нужно развивать профильную инфраструктуру поддержки на региональном уровне, которая взаимодействует с бизнесом. «Помимо этого, нужно развивать систему финансирования начинающих и действующих экспортеров и делать ее доступной для бизнеса», — отметил Ермаков.

Стимулировать экспортный потенциал МСП возможно и за счет «снижения издержек выхода на зарубежные рынки на основе упрощения процедур ведения экспортной деятельности», сообщила «Газете.Ru» Ларионова. По ее словам, к началу работы на внешних рынках может побудить и «тиражирование историй успеха предприятий-экспортеров».

Для российской экономики в целом увеличение числа МСП-экспортеров может стать тем искомым импульсом для развития, который никак не удается найти. На экспорт приходится около 25% российского ВВП. Другими словами, рост экспорта на каждые 4% за счет вовлечение в экспортную деятельность малого и среднего бизнеса будет давать прирост ВВП на 1%. То есть с помощью экспортного потенциала МСП реально обеспечивать прирост ВВП России на 2–3% в год.

Значительную долю выручки от экспорта получает, например, чебоксарское предприятие «Завод игрового спортивного оборудования» (ЗИСО). Компания, численность сотрудников которой составляет 248 человек, занимается проектированием и производством детского игрового и спортивного оборудования. Шведские стенки, сконструированные на предприятии, и другая продукция компании по итогам 2014 года была экспортирована в 19 стран мира, в том числе в Чехию, Германию, Польшу, Эстонию, Казахстан, Белоруссию, Канаду и ОАЭ. Усилить присутствие на внешних рынках компании помогает участие в международных мероприятиях, на площадках которых заключаются контракты и ищутся новые рынки сбыта, отметили в ЗИСО. «В Чебоксарах уже работает центр поддержки экспорта, который информирует о различных мероприятиях на уровне правительства, в которых можно поучаствовать, чтобы выйти на рынок новой страны. Но хотелось бы, чтобы информации о таких мероприятиях было больше», — рассказала «Газете.Ru» менеджер по ВЭД Дарья Макарова.

Поддержку финансовыми инструментами со стороны государства хотели бы увидеть и в саратовском предприятии «Геофизмаш». Главной продукцией компании, в которой работают около 180 человек, являются геофизические лаборатории, скважинные приборы и комплекты для автоматизации нефтедобычи. Покупатели продукции «Геофизмаша» находятся во всех странах СНГ, а также на Ближнем Востоке — в Омане и Иране, рассказал гендиректор предприятия Роман Лоскутов. По его словам, экспортной деятельности компании серьезно бы помогло «частичное возмещение процентов по лизингу основных средств, таких как оборудование, станки, а также частичное или полное возмещение аренды мест на зарубежных выставках». «В Китае, к примеру, идет полная компенсация выставочных мест для китайских производителей», — отметил Лоскутов.

Елена Платонова