Регионы-банкроты задолжали компаниям малого и среднего бизнеса миллиарды рублей за уже выполненные работы. «Деловая Россия» предлагает приравнять госзаказ к оборонному и вводить штрафы для чиновников, задерживающих оплату госзаказа.

Региональные и муниципальные власти систематически срывают сроки оплаты уже выполненных работ и услуг, свидетельствует отчет «Деловой России» (имеется в распоряжении «Газеты.Ru»). Более 100 жалоб поступило от компаний из 30 российских субъектов.

В действительности пострадавших больше. «Надо учитывать, что большинство предпринимателей не придают огласке такие случаи, опасаясь за свой бизнес», — поясняет член рабочей группы «Деловой России» Игорь Якимчик.

Нарушение финансовых обязательств государственными и муниципальными заказчиками, по словам Якимчика, распространено во всех регионах.

Обижают маленьких

Пострадавшей стороной, как правило, являются предприятия малого и среднего бизнеса. Заказы они получают через систему госзакупок: строят и ремонтируют школы, благоустраивают дворы, озеленяют улицы, оказывают образовательные и медицинские услуги. А потом годами не могут получить оплату по контрактам.

Задержки в оплате уже выполненной работы серьезно сдерживают развитие малого и среднего бизнеса, особенно производственного бизнеса, сказал «Газете.Ru» председатель совета директоров ГК «Рускомпозит» Сергей Фахретдинов.

Счет по неоплаченным контрактам идет на десятки миллионов и даже миллиарды рублей. Например, администрация одного только Нижнего Новгорода задолжала 1,7 млрд руб. за выполненные местным бизнесом работы в сфере строительства жилья, ремонта школ, дорожной инфраструктуры.

В Краснодарском крае одной из компаний власти задолжали 17 млн руб. — из-за этого предприниматель не смог погасить банковский кредит, взятый на исполнение госзаказа. Банк оштрафовал его на 500 тыс. руб. и подал сведения о предпринимателе в реестр недобросовестных заемщиков.

В Воронежской и Ярославской областях, а также в Забайкальском крае представители МСП обратились в суд о взыскании задолженности (сумма исков по трем регионам — 130 млн руб.), все дела выиграны, возбуждены исполнительные производства, но госзаказчики игнорируют судебные решения.

Работали «за спасибо»

Некоторые из компаний, исполнявших госконтракты, вынуждены сокращать штат и задерживать зарплату.

По словам Якимчика, чиновники и представители муниципальной власти, а также госкомпании нередко оправдывают неплатежи сокращением госфинансирования, исчерпанием лимитов либо приоритетностью выплат по социальным обязательствам.

«Нередки также случаи, когда задержка оплаты по контрактам является инструментом давления на предпринимателей, честно выигравших тендер, в пользу предпринимателей, приближенных к власти», — говорит Якимчук.

Ключевая причина роста долгов перед бизнесом — кризисное состояние экономики и сокращение трансфертов из федерального центра. Долговая нагрузка регионов составляет сейчас 2 трлн руб. и будет расти. К концу года она может составить 2,5 трлн руб., считает глава департамента Fitch Ratings Владимир Редькин.

Это гигантская долговая нагрузка, и многие российские регионы де-факто являются банкротами.

Но в этой долговой нагрузке кредиторская задолженность субфедеральных органов власти перед бизнесом не учтена, поясняет Редькин. «Учет по ней ведется, но он непрозрачен, кроме того, объем кредиторской задолженности не учитывается в долговой книге субъекта РФ или муниципального образования», — говорит эксперт.

По словам Редькина, рост кредиторской задолженности перед компаниями — поставщиками услуг и товаров для бюджетных нужд приводит к увеличению «скрытых» обязательств бюджетов и еще больше снизит их кредитоспособность.

Прокурор ускорит

Бизнес-сообщество предлагает Генпрокуратуре провести проверку нарушений прав предпринимателей в сфере расчетов по исполненным государственным и муниципальным контрактам и штрафовать, а возможно, и дисквалифицировать должностных лиц за несвоевременную оплату контрактов.

Это предложение, как выяснила «Газета.Ru», согласовано «большой четверкой» бизнес-сообществ — РСПП, ТПП, «Деловой Россией», «Опорой России».

В действующем законодательстве предусмотрен штраф за нарушение срока оплаты выполненных работ, но только в сфере государственного оборонного заказа. На гражданскую продукцию и услуги норма не распространяется, уточняют эксперты.

Опыт применения административных санкций к чиновникам имеется в ряде европейских стран.

«Если инициатива будет одобрена, достаточно дополнить Кодекс об административных правонарушениях соответствующей статьей и конкретизировать отдельные положения федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», — поясняет ведущий юрист Европейской юридической службы Григорий Колесников.

В настоящее время существует только один законный способ заставить должника заплатить против его воли — это взыскание в судебном порядке. Но и он не всегда эффективен. Если заказчик признается банкротом, очередность платежей определяется законом о несостоятельности. «В этом случае исполнители госзаказа могут быть отнесены к кредиторам третьей очереди и часто не получают положенных денежных средств в связи с недостатком имущества должника», — говорит Владислав Кочерин, управляющий партнер юридической компании «Кочерин и партнеры».

Часто бизнес заключает договоры с муниципальными предприятиями, которые не имеют собственного имущества, а только управляют имуществом, предоставленным им муниципалитетом, это означает, что при банкротстве такого должника на его имущество кредиторы не смогут претендовать, кроме случаев, когда управляющие таким предприятием виноваты в банкротстве, уточняет Кочерин.

«В этом случае ответственность по таким долгам можно возложить и на бюджет, но причинно-следственную связь еще придется убедительно доказывать», — отмечает эксперт.

Но деньги вперед

Предприниматели предлагают изменить саму схему оплаты госконтрактов. Сейчас от поставщика товаров и услуг власти требуют финансового обеспечения контракта. Сами же госзаказчики такую ответственность не несут.

«Необходимо разработать такой механизм, по которому госзаказчик будет предоставлять поставщику государственный аккредитив. Можно предусмотреть автоматическое списание средств с аккредитива по суду, если работа выполнена», — считает Сергей Габестро, общественный бизнес-омбудсмен по вопросам прав предпринимателей в сфере закупок, гендиректор «Фабрикант.ру».

Использование аккредитивов активно обсуждалось при участии ведущих российских банков во время кризиса 2008 года, отмечает Надия Черкасова, член правления, директор департамента обслуживания клиентов малого бизнеса ВТБ24. Внедрение такой системы контроля над выплатами действительно будет способствовать сокращению сроков расчетов. «Но для реализации этого механизма потребуются создание единого реестра госконтрактов с указанием основных параметров сделки, фиксация статуса или стадии исполнения контракта, инструментов и органа контроля по выплатам», — говорит Черкасова.

Аккредитив сможет снять риски неоплаты только в том случае, если покрытие по аккредитиву будет переведено в банк. «Поэтому основной вопрос к государству — сможет ли оно найти дополнительную ликвидность для аккредитивных расчетов», — уточняет Денис Агарков, директор центра по работе с крупными корпоративными клиентами Бинбанка.

Предложения бизнес-сообщества по шлифовке механизма расчетов по госзаказу переданы Владимиру Путину, сообщил «Газете.Ru» глава РСПП Александр Шохин. Он не исключает, что эти предложения будут оформлены в виде поручения президента правительству.

По крайней мере, при подготовке проекта решения возражений не было.

«Большинство предложений РСПП и «Деловой России» находят поддержку. Формально никто не против. Беда в том, что дело не всегда двигается вперед», — сказал Шохин, упомянув в связи с этим итоги недавнего Госсовета по поддержке малого и среднего бизнеса. Часть поручений президента так и остались не согласованными Минфином и Минэкономразвития.

Рустем Фаляхов