За последний месяц Китай объявил о подписании сразу нескольких крупных соглашений со странами БРИКС на десятки миллиардов долларов. Внимание китайских инвесторов обращено на инфраструктурные проекты. Темпы экономического роста в Китае сокращаются, и участие в зарубежных проектах поможет китайским предприятиям компенсировать уменьшение спроса на внутреннем рынке.
Замедление темпов экономического роста в Китае заставляет китайские компании искать новые рынки сбыта. Интерес инвесторов из Поднебесной вызывают рынки развивающихся стран, входящих в состав БРИКС, в частности Индия, Бразилия и Россия. Одна из наиболее привлекательных для китайских инвесторов отраслей — это развитие инфраструктуры: участие в железнодорожных, портовых и аэропортовых проектах, строительство дорог и логистических центров.
Данные об экономическом развитии Китая в последние месяцы тревожат участников мирового рынка. В первом квартале 2015 года ВВП увеличился лишь на 7% в годовом исчислении — это самый низкий показатель за последние шесть лет.
Промышленное производство выросло на 4,4%, объемы экспорта по итогам апреля текущего года сократились на 6,4% год к году, а импорта — на 16,2%. Непростая ситуация складывается и на рынке строительства недвижимости. Объемы строительства, начатого в январе — апреле, сократились на 17,3% по сравнению с тем же периодом прошлого года. За первые три месяца 2015 года падение составило 18,4% в годовом исчислении.
Для стимулирования экономики китайские власти прибегли к использованию различных инструментов: от финансовых, таких как снижение учетной ставки Народным банком Китая (за последние полгода она была понижена три раза подряд), до заключения крупных соглашений с зарубежными компаниями. Новые инфраструктурные проекты для китайских инвесторов решают вопрос с обеспечением спроса китайских предприятий и способны стимулировать замедляющийся рост экономики страны.
Интерес к зарубежным рынкам проснулся у китайских инвесторов в последнее десятилетие. За декаду объем прямых иностранных инвестиций из Китая вырос почти с нулевой отметки до $116 млрд в 2014 году, отмечается в отчете международной консалтинговой компании Ernst & Young.
Среднегодовой темп роста зарубежных инвестиций из Китая достиг 16%. Тем самым Пекин вышел на третье место в мире по объему инвестиций в иностранные проекты.
В 2014 году китайские инвесторы вложили средства в 6128 зарубежных компаний из 156 стран и регионов, совокупный объем составил $116 млрд, на 15,5% выше показателя за 2013 год, сообщается в отчете EY.
Китай — Бразилия
В понедельник с трехдневным визитом в Бразилию прибыл премьер Госсовета Китая Ли Кэцян. В ходе переговоров с бразильскими властями, как ожидается, Китай подпишет соглашения об инвестициях в Бразилию на $53,3 млрд. Основная часть соглашений коснется инфраструктурных проектов. Китайские компании будут участвовать в строительстве железнодорожного полотна, которое соединит атлантическое и тихоокеанское побережья Бразилии и Перу.
Для Бразилии Китай — крупнейший торговый партнер. За последние 12 лет товарооборот между двумя странами вырос в десять раз: с $8,3 млрд в 2001 году до 83,3 млрд в 2013-м.
Благодаря строительству транслатиноамериканской железной дороги китайские предприятия получат больше возможностей для реализации своих товаров на рынках Латинской Америки, на долю которой в 2014 году пришлось почти 13% всех китайских иностранных инвестиций.
В январе председатель КНР заявил о намерениях Китая инвестировать около $250 млрд в регион в ближайшие десять лет. На долю Бразилии, Колумбии, Перу и Чили приходится около 57% торгового оборота между Китаем и странами Латинской Америки.
Китай — Индия
О железнодорожном строительстве шла речь и на состоявшейся на прошлой неделе встрече индийского премьера Нарендры Моди и председателя КНР Си Цзиньпина.
По итогам трехдневного визита в Китай индийская делегация подписала 26 соглашений на общую сумму $22 млрд.
Контракты подразумевают сотрудничество между Пекином и Дели в финансовой, инфраструктурной и транспортной, телекоммуникационной, энергетической сферах. В частности, Китай будет участвовать в создании первого высокоскоростного поезда между Дели и Ченнаи, а также в развитии технологического и образовательного сегментов железнодорожной отрасли Индии, сообщил министр путей сообщения страны Суреш Прабх.
Интерес Дели к Пекину легко объясним: для Индии Китай также является крупнейшим торговым партнером с оборотом около $71 млрд по итогам 2014 года. Заинтересованность Китая в участии в индийских проектах вызвана во многом и тем фактом, что, по прогнозам Международного валютного фонда (МВФ), Индия будет расти самыми быстрыми темпами среди стран БРИКС и впервые за 16 лет обгонит Китай по показателям экономического роста в 2015 и 2016 годах. Рост индийской экономики в текущем и следующем годах составит 7,5%, тогда как Китай, вторая по величине экономика в мире, замедлится до 6,8% в 2015 году и 6,3% в 2016-м, говорилось в докладе МВФ, опубликованном в апреле.
Китай — Россия
Усилить сотрудничество Китай намерен и с Россией. По итогам встречи между китайской и российской делегациями в Москве в начале мая были подписаны несколько десятков соглашений, которые затрагивают энергетическую, золотодобывающую, судостроительную, высокотехнологическую и транспортную отрасли.
Почти $6 млрд китайские инвесторы намерены инвестировать в создание высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Казань, которая впоследствии может быть продлена до Пекина. Создание высокоскоростного сообщения между российской и китайской столицами, стоимость строительства которой оценивают в 7 трлн руб., поможет Китаю усилить присутствие на рынках Европы и Ближнего Востока.
Китай является крупнейшим экспортером капитала из всех развивающихся рынков, отмечает главный экономист Deutsche Bank Ярослав Лисоволик.
По его словам, средства на зарубежные инвестиции Китай обеспечивает в том числе значительными валютными резервами, образовавшимися за счет масштабного притока капитала в сам Китай и положительного торгового сальдо. «Доходы от экспорта сейчас достигают нескольких триллионов долларов и Китай стремится, насколько возможно, эффективно направлять эти ресурсы в различные активы», — объяснил он «Газете.Ru», добавив, что в настоящее время можно говорить о некотором перераспределении средств и поисках Пекином новых рынков прибыли и доходности.
«Китай хочет стать одним из крупнейших монополистов мировых торговых путей, хотя они и будут проходить через другие страны», — отмечает руководитель отделения востоковедения Высшей школы экономики Алексей Маслов.
Интерес Китая к мировым инфраструктурным проектам вызван прежде всего желанием усилить конкурентоспособность китайских товаров на мировом рынке, считает эксперт. По его словам, «за последние годы произошло заметное подорожание себестоимости китайских товаров, что связано с увеличением зарплат и соцобеспечения внутри Китая». Для сокращения издержек на транспортировку подорожавшей продукции Пекин стремится «переподчинить себе логистику», а инвестирование китайские власти рассматривают как возможность получить контроль над торговыми путями в будущем.
Помимо этого, за счет контроля над торговыми путями Китай помогает собственной национальной валюте, обеспечивая циркуляцию юаней, поскольку многие соглашения предусматривают расчеты в нацвалютах, минуя доллар и евро.
Елена Платонова
- Главная
- →
- Выпуски
- →
- Экономика и финансы
- →
- Аналитика и прогнозы
- →
- Китай выбирает БРИКС
Аналитика и прогнозы
Группы по теме:
Популярные группы
- Рукоделие
- Мир искусства, творчества и красоты
- Учимся работать в компьютерных программах
- Учимся дома делать все сами
- Методы привлечения денег и удачи и реализации желаний
- Здоровье без врачей и лекарств
- 1000 идей со всего мира
- Полезные сервисы и программы для начинающих пользователей
- Хобби
- Подарки, сувениры, антиквариат