Иранские патрульные катера перехватили грузовое судно в Ормузском проливе во вторник, и хотя судно шло под флагом Маршалловых островов, ВМС США решили отправить эсминец и самолет-разведчик для мониторинга ситуации.

Судно Maersk Tigris направлялось в ОАЭ, но сейчас его отконвоировали в порт Бендер-Аббас пять иранских боевых катеров.

Действия Ирана вызвали озабоченность в Америке на фоне повышенной напряженности из-за конфликта в Йемене, где саудиты, при поддержке Вашингтона, бомбят повстанцев, захвативших большую часть страны.

Во вторник самолеты Саудовской Аравии бомбили аэропорт в столице Йемена, чтобы предотвратить посадку самолетов. Также стоит учитывать, что судно было задержано в сложное время, когда Тегеран должен прийти к окончательному соглашению с мировыми державами по своей ядерной программе.

Maersk Tigris находится под управлением Rickmers Shipmanagement, по контракту с Maersk Line. В Пентагоне отметили, что ВМС США направили эсминец USS Farragut к месту действий, а полковник Стив Уоррен сказал, что выстрелы в сторону судна были "неуместными и провокационными".

Инцидент пришел всего через четыре дня, после того как иранские патрульные катера окружили судно Maersk Kensington, следовавшее под флагом США.

Иранские официальные лица постарались смягчить ситуацию, заявив, что произошедшее не несет в себе военной или политической составляющей.

По данным средств массовой информации, экипаж Maersk Tigris составляет от 24 до 34 человек, и в основном это выходцы из Восточной Европы и Азии.

Государственное информационное агентство Ирана сообщает, что указание по захвату корабля дал суд Тегерана, поскольку поступила правовая жалоба от иранской частной компании.

Судя по всему, захват судна может быть ответом на размещение американских кораблей у берегов Йемена, чтобы предотвратить отправку оружия. Но Иран отрицает свою причастность к вооружению боевиков.

Пресс-секретарь сингапурской Rickmers Shipmanagement сказал, что не знает причины действий Ирана. По его словам, иранские военные произвели предупредительные выстрелы возле контейнеровоза и захватили его, хотя судно просто следовало по обычному коммерческому маршруту между Саудовской Аравией и Объединенными Арабскими Эмиратами.

Что будет с нефтью? Мировая экономика также во многом зависит от узкого пролива между Ираном и Аравийским полуостровом. В 1980 г. президент США Джимми Картер издал "доктрину Картера", которая предполагала, что США будут использовать военную силу для защиты своего доступа к нефти Персидского залива.

После этого Ормузский пролив стал наиболее военизированным участком вод на всей планете.

США стянули большие военно-морские силы, чтобы защитить экспортные поставки во время ирано-иракской войны, а затем во время войны в Персидском заливе. Теперь же эти силы остаются там для предотвращения перекрытия канала со стороны Ирана.

Судя по всему, пока мир будет зависим от нефти и на Ближнем Востоке будет неспокойно, вооруженные силы останутся в Ормузском проливе.

Через пролив проходит около 17 млн баррелей нефти в сутки, а это около 30% всех морских перевозок нефти, свидетельствуют данные EIA.



Иран иногда угрожал блокировать пролив в целях укрепления своей позиции по санкциям, введенным из-за его ядерной программы.

Небольшой пролив разделяет Оман и Иран, но также дает выход крупнейшим производителям нефти Персидского залива, таким как Саудовская Аравия, к основным морским торговым путям.

Пока Иран задерживал только обычные грузовые суда, но есть вероятность того, что подобная участь будет ждать и нефтяные танкеры. Если это случится, цены на нефть неизбежно будут расти, так как огромные объемы нефти просто не смогут попасть на рынок.

Последствия для сделки по ядерной программе

Инцидент вряд ли может как-то повлиять на усилия США и пяти других держав добиться окончательного соглашения по ядерной программе Ирана, хотя, возможно, в Конгрессе США противостояние может усилиться.

Полностью договор, включая технические дополнения, должен быть подготовлен до 30 июня. Если эти сроки не удастся выдержать, то некоторые страны выйдут из переговорного процесса, а достижение соглашения станет невозможным. То есть переговоры будут идти еще несколько месяцев, хотя они уже не будут такими напряженными.

Для Ирана очень важно добиться заключения соглашения и снятия всех санкций. Отмена режима санкций жизненно важна для экономики страны.

Санкции, которые были введены странами ЕС и США в 2012 г., стали причиной резкого сокращения экспорта нефти до 1,2 млн баррелей в сутки, тогда как в 2011 г. этот показатель составлял около 2,5 млн.

"Если санкции будут сняты, мы можем увеличить экспорт на 1 млн баррелей в сутки за несколько месяцев", - заявил министр нефти Ирана Биджан Намдар Зангане.

По данным Международного энергетического агентства, в феврале поставки нефти из Ирана составляли около 1,2 млн баррелей в сутки. В 2011 г. Иран продавал около 2,5 млн баррелей нефти и конденсата в сутки. За прошлый год страна в среднем продавала всего 1,1 млн баррелей в сутки.

Однако стоит отметить, что Ирану потребуется порядка шести месяцев, чтобы увеличить поставки на 1 млн баррелей в сутки. Отменен запрет на поставки нефти, судя по всему, может быть не ранее конца июня, то есть только в 2016 г. Иран сможет нарастить поставки.