Предварительное соглашение по иранской ядерной программе достигнуто, но до подписания окончательного варианта пройдет еще несколько месяцев. Между тем, сама по себе сделка может оказаться не очень выгодной для России.

Хотя многие параметры еще неизвестны, Иран получит долгожданную отмену санкций. Для России выход Ирана на международный рынок сопряжен с некоторыми рисками. Кроме того, сама по себе ситуация наглядно показала сложный процесс взаимодействия с США и Европой, особенно если речь заходит об отмене санкций.

Нефть

Гарантий заключения финального соглашения пока нет, но если это произойдет, а Ирану наконец-то удастся добиться отмены санкций ЕС и США, исламская республика выведет на рынок дополнительно миллион баррелей нефти в сутки.

По данным Международного энергетического агентства, в феврале поставки нефти из Ирана составляли около 1,2 млн баррелей в сутки.

В 2011 г. Иран продавал около 2,5 млн баррелей нефти и конденсата в сутки.

За прошлый год страна в среднем продавала всего 1,1 млн баррелей в сутки.

Снижение продаж было связано с тем, что европейские страны перестали покупать иранские энергоносители.

Ирану потребуется порядка шести месяцев, чтобы увеличить поставки, поэтому весь этот объем попадет на рынок только в 2016 г. Проблема в том, что сама возможность может давить на цены в течение этого времени.

Ирак и Ливия, например, вынуждены продавать как можно больше, чтобы поддерживать экономику, которая находилась в плачевном состоянии после войны. Иран будет поступать точно так же, после того как выйдет из изоляции.

Спрос могут обеспечить Китай, Индия и Европа, которые стараются максимально извлечь пользу из низких цен на нефть, так как рано или поздно они начнут расти. С другой стороны, Иран может быть слишком оптимистичен относительно своих возможностей, да и сохранение нестабильности в регионе может несильно изменить баланс на рынке за счет падения поставок из других стран.

Газ

С газом связаны одни из самых больших рисков для России. Интенсивные переговоры по ядерной программе связаны в том числе с необходимостью решения проблемы газовой альтернативы для Европы.

Европейские чиновники традиционно говорят о высокой зависимости от поставок газа, но пока все ограничивается словами. Например, большие надежды возлагались на СПГ, но Катар отправляет почти все объемы в Японию, США вообще, видимо, не начнут поставки в обозримом будущем, а Иран, который мог бы стать основным конкурентом России, находится под санкциями.

В последнее время иранские чиновники сигнализировали потенциальным клиентам в Европе, потенциальным поставщикам в Каспийском бассейне и Турции, которая является транзитным партнером, о том, что Иран не только готов войти в игру, но и о том, что без участия Ирана Южный газовый коридор будет создаваться долгие годы. И может так и не быть построен.

Южный газовый коридор является сейчас основным аргументом чиновников в Европе по поводу снижения зависимости от России. Действительно, Иран располагается очень удачно, а также обладает вторыми по объемам запасами газа в мире. И в среднесрочной перспективе это может быть огромным риском.

В августе прошлого года заместитель министра нефти Ирана Али Маджеди заявил, что его страна готова поставлять газ в Европу через Nabucco, если он будет возрожден. Но проект OMV Nabucco был заморожен, после того как в июне 2013 г. Азербайджан выбрал Транс-Адриатический газопровод в качестве основного инструмента поставок.

Кроме того, возможно объединение туркменского и азербайджанского газа за счет поставок в Иран, а затем его поставки будут организованы транзитом через Турцию. Это наиболее экономичный способ поставок газа в Европу. У Ирана уже есть трубопровод в Турцию мощностью около 10 млрд куб. м в год.

Но некоторые эксперты уже говорят, что Тегеран переоценивает свой потенциал. Южный газовый коридор смог бы серьезно помешать импорту российского газа в Европу только при строительстве нескольких трубопроводов из стран Каспийского бассейна и Ирана.

Пока объемы поставок даже нельзя сравнивать. У Ирана нет необходимой инфраструктуры, и это признают в Азербайджане, поэтому каспийский газ в Европу по такому маршруту в ближайшие годы просто не попадет. Для развития проекта нужны огромные средства, а их сейчас вряд ли кто-то выделит.

Дестабилизация в регионе

Израиль опасается, что Иран может создать ядерное оружие и использовать против него, а Иран может быть обеспокоен тем, что всегда будет находиться под угрозой израильского удара, если не будет обладать оружием.

Фактически Израиль сейчас единственная страна в мире (хотя теперь конкуренцию могут составить Саудовская Аравия и Йемен), которая может нанести удар первой, если почувствует угрозу.

Даже соглашение по ядерной программе не является гарантией безопасности и стабильности, поскольку оно может быть нарушено. Или одна из стран посчитает, что оно нарушено. Эскалация ситуации в регионе невыгодна для России, хотя для США это позволило бы более эффективно распространять свое влияние.

Иран – региональный лидер, а это усиливает мотивацию США

Иран отстоял свою позицию, доказав право на мирную ядерную программу. Грубо говоря, это ставит его на одну ступень со странами "шестерки" и должно значительно усилить влияние республики в регионе.

При этом страна является покровителем шиитского мире, и здесь его позиции станут еще сильнее. Только в Иране и Ираке шииты составляют большинство.

За регион борются шиитские политические силы во главе с Ираном и суннитские, возглавляемые Саудовской Аравией, которая чувствует очевидную угрозу.

Это похоже на холодную войну в рамках региона, но часто она перерастает в настоящие военные столкновения, что можно наблюдать в Сирии, Ираке, Йемене и Ливане.

Сложность отмены санкций

Односторонние санкции США против Тегерана были введены еще при президенте Билле Клинтоне в 1995 г. и с тех пор постоянно продлеваются. Как отмечают эксперты, продление санкций является попыткой Белого дома урегулировать спорные моменты с конгрессом, призывающим к введению новых санкций в отношении Ирана.

При этом ряд американских чиновников пытаются воспрепятствовать достижению соглашения с Ираном, полагают эксперты. Так, они изучили открытое письмо группы американских сенаторов иранским властям, в котором подчеркивается, что потенциальное соглашение по атому может потерять силу после ухода Обамы с поста президента в 2017 г.

И то, с какими сложностями пришлось столкнуться переговорщикам в вопросе отмены санкций, демонстрирует шансы России на быструю отмену санкций Запада.

Президент США – самая большая проблема в этом вопросе, поскольку во внешнеполитической системе он является могущественной фигурой. Фактически он один может начать войну, но вот для отмены уже действующих законодательных актов, в том числе касающихся санкций, необходимо одобрение парламента.

Барак Обама оказался в положении "хромой утки" - президента, который не в состоянии кардинально влиять на политический процесс и вынужденного "досиживать" оставшийся срок. Поэтому отмена санкций – это очень длительный и болезненный процесс, который станет только сложнее после сделки с Ираном.

С европейскими санкциями ситуация немного проще, но и там присутствует бюрократическая инертная машина.