21 ноября Федеральная таможенная служба (ФТС России) ввела неофициальный режим усиленного таможенного досмотра машин с литовскими номерами и всех реэкспортных литовских товаров, что привело к огромным очередям на литовско-российских погранпостах. После этого Ассоциация иностранных инвесторов Калининградской области пожаловалась губернатору региона Николаю Цуканову на задержку товаров из Литвы, и он пообещал совместно с предпринимателями просчитать риски и возможные потери. «Ведём переговоры с ФТС. Задача ― сократить время досмотров и оформления», ― сообщил Цуканов 26 ноября в своём твиттере. Но до сегодняшнего дня никаких положительных изменений на границе не произошло.

Между тем, глава ФТС Андрей Бельянинов назвал причину усиленного таможенного досмотра. «Через эту страну (Литву — А.Т.) идет большое количество «лжеимпорта» с применением поддельных сертификатов соответствия, и эту страну используют для изменения маршрута и ввоза санкционных товаров в РФ», — заявил Бельянинов журналистам.

Литовская сторона отрицает обвинения в свой адрес, и уже пожаловалась в Совет министров Евросоюза на действия российской таможни.

Впрочем, удар по Литве рикошетом вернулся в Россию, точнее — в Калининградскую область. Как нам стало известно, калининградцы рискуют остаться без экзотических фруктов и цитрусовых, и это накануне Нового года. Эту продукцию поставляют на местный рынок Марокко, Китай, Парагвай, Турция, Уругвай, Колумбия, Бразилия — страны, не попавшие под российские контр-санкции. Но и здесь есть проблемы. «Товар закупают в Латинской Америке, а комплектуют в Литве, после чего отправляют в Калининградскую область. Вот с этими грузами есть сложности при ввозе в Россию», — рассказал «Новой» директор агрофирмы «Натурово» Александр Иванов. Фуры Иванова регулярно простаивают на литовско-российской границе не менее четырех дней, хотя его компания не пользуется литовскими транспортными услугами. Но Литва-то под контрсанкциями…

«Мы сейчас пытаемся проложить другие логистические пути, минуя Литву, напрямую через калининградские порты. Такие возможности есть, но это дополнительное обременение, — говорит Александр Иванов. — В связи с этим, думаю, повышения цен не избежать».

Бизнес ищет лазейки. И находит.

«Границу с Россией можно пройти в штатном режиме. Машины грузят в Литве, а документы оформляют в Латвии. И груз получается латвийский», — на условиях анонимности рассказала «Новой» Виктория, директор калининградской транспортной фирмы. Она же сообщила, что в минувшую пятницу на литовско-белорусской границе образовалась 15-километровая очередь из грузовых и легковых автомобилей, потому литовские таможенники устроили полный досмотр машин с российскими номерами.

Калининград

Александра Таранова