Украина не может решить свои газовые проблемы.

Правительственные чиновники переоценили возможности ЕС.

За считаные недели украинцы вместо пребывания в состоянии благостного предвкушения полной «газовой независимости» от России, стали оценивать ближайшую зиму куда как реалистичнее. Дело дошло до панических настроений и объявления об отставке главы правительства.

Планы относительно резкого сокращения объемов природного газа, вплоть до отказа иметь дело с «недружественным партнером» в лице ОАО «Газпром», овладевают умами украинских правителей как минимум с десяток последних лет.

Начался же самообман в преддверии президентских выборов 2004 года, в результате которых правивший два срока Леонид Кучма намеревался «плавно» передать верховную власть в руки премьер-министра Виктора Януковича. Примерно за 3 месяца до первого тура в официозные СМИ вбросили эффектную информацию: Украина-де отныне не должна «Газпрому» ни копейки! В качестве доказательства очевидно неправдоподобного «факта» приводились мифические успехи, достигнутые «мощным экономическим блоком правительства», благодаря которым якобы с положением страны-соседки менеджмент «Газпрома» поневоле был вынужден считаться. И идти на серию взаимозачетов, естественно, в пользу Украины.

Скептики со стажем в этой связи вспоминали хвастливые заявления «бессрочного» главы румынского государства Чаушеску о якобы полностью погашенных долгах перед всеми странами-кредиторами. Хотя даже в период «позднего СССР» всякий более-менее сведущий в вопросах экономики не усматривал во внешних заимствованиях ничего худого: даже самая богатая страна в мире, США, имеет кучу долгов.

Чаушеску вскоре после полного расчета с кредитодателями расстреляли на пару с супругой Еленой. Янукович в 2004 -2005 годах так и не стал президентом. А когда все-таки благодаря умно работавшей «донецкой команде» взял в начале 2010-го убедительный реванш за позор 5-летней давности, - в течение последующих четырех лет умудрился довести доставшееся ему в неплохом состоянии государство до преддефолтного состояния. В частности, платежи за поставляемый в страну с территории России газ в полном объеме перестали поступать «Газпрому» чуть ли не за полгода до так называемой «революции достоинства».

«Заложив» в результате длительных секретных переговоров чуть ли не полстраны, экс-президент Украины получил от ВВП просто-таки фантастически низкую цену – 268, 5 доллара за тысячу кубометров - вместо действовавшей на тот момент стоимости в 410 долларов (с учетом 100-долларовой скидки за «харьковские соглашения» по Севастополю). Помимо этого «послабления», украинцам за счет Фонда национального благосостояния были дадены аж $15 миллиардов! Слава Богу, хоть не одним платежом, а частями. Выплаты прекратились после бегства Януковича.

С обретением Крыма и Севастополя Киев был лишен и 100-долларовой «харьковской» скидки, и щадящей цены вообще. Поскольку «Нафтогаз Украины» продолжал испытывать терпение партнеров из «Газпрома», регулярно недоплачивая требуемые суммы, российский монополист был вынужден в конце концов «закрутить кран».

На дворе стояло хоть и холодное, но лето. Назначенные новой властью «поводыри» украинского минтопэнерго и «Нафтогаза Украины» хором уверяли соотечественников, мол, ничего катастрофичного не происходит, страна-де может обходиться и меньшим количеством импортируемого энергоносителя, да и европейские соседи в беде не оставят.

Замещать российский газ планировали за счет реверсных поставок из Словакии, благо и Брюссель к этой идее отнесся благосклонно. Велись успешные переговоры с норвежской компанией Stattoil – второй после «Газпрома» по объёмам поставок газа для европейских стран компанией. Норвежцы вроде бы и сами мечтали всерьез сцепиться с российскими «друзьями-соперниками».

На днях, однако, стало понятно: недостающие Украине «для полного счастья» 6-7 миллиардов кубометров природного газа Европа не даст. У «Нафтогаза Украины» остались два пути: либо просить «Газпром» смилостивиться и продать те самые миллиарды, - либо мерзнуть…

То ли по причине событий в Донбассе, то ли вследствие невнимательности украинские чиновники не обратили внимание на две вещи. Первая: требовалось изыскать возможность достройки примерно пятисот метров (!!) газопровода на территории Словакии до границы с Украиной. И второе – своевременно законтрактовать на западных рынках нужное Киеву количество газа.

Вы будете смеяться, но ни того, ни другого до сих пор высокопоставленные украинские чиновники так и не сделали!

Мировой опыт показывает: для того, чтобы переговоры дали в итоге положительный результат, их надобно начинать хотя бы за полгода до старта отопительного сезона. Можно, конечно, попытаться объяснить «зевок» форс-мажорными обстоятельствами в виде «агрессии России». Но за два с половиной месяца до начала отопительного сезона Запад все равно может заартачиться. Такого запаса «лишнего» газа в Евросоюзе попросту нет.

Опять же, дотянуть до Украины «трубу» из Словакии не менее проблематично. К тому же её и опробовать надо не на скорую руку.

Почему новому руководству «Нафогаза» не подсказали в апреле-мае нужный алгоритм действий?

Правители соседней страны усматривают в этом «козни внутренних врагов». Тех, кто сколотили немаленькие состояния на согласованном с газпромовскими боссами «незаметном заимствовании» неких объемов энергоносителя и поднаторели на других «маленьких хитростях».

«МК» уже рассказывал, с каким скрежетом проходил «парламентское горнило» правительственный законопроект, предусматривающий право западных компаний иметь доступ к украинской ГТС. Кое-как доковыляв до первого чтения, документ натолкнулся на очевидное нежелание депутатов «вдохнуть в него жизнь». После увещеваний премьер-министра Арсения Яценюка, в ряде случаев подкрепленных весьма суровыми аргументами, депутаты все-таки одобрили проект в первом чтении. Однако месяц спустя напрочь отказались даже включать его в повестку дня. Что и стало для Яценюка поводом объявить об уходе в отставку.

- Закон, который нужен Украине и которого больше всего боится Российская Федерация – о модернизации и эксплуатации газотранспортной системы Украины – был провален в прошлый четверг, - заявил глава украинского правительства в понедельник на брифинге в Кабмине. - Провал тянет не только недофинансирование Вооруженных Сил Украины. Минфин четко доложил: 1 августа нам нечем платить зарплату ВС, Национальной гвардии и всем тем, кто защищает Украину. Это не только отсутствие средств на восстановление инфраструктуры восточных областей и в целом Украины. Это также срыв нашей программы с МВФ и Мировым банком.

После разговора с директором-распорядителем МБ и МВФ Яценюк принял решение повторно внести означенный законопроект на рассмотрение Рады.

Предусмотрено, в частности, не только налогообложение скважин, а и предоставление возможности пробивать новые, увеличивая таким образом объем добычи. В парламент вносится предложение об освобождении на период до одного года от рентных платежей новых скважин – но только если эти средства будут напрямую поступать на спецсчета и отправляться на бурение новых скважин.

- Отдельно я буду настаивать на определении минимальной цены на природный газ и нефть, подлежащей налогообложению, - сообщил Яценюк.

Наряду с этим премьер пообещал сломать все существующие не первый год жульнические схемы. К примеру, следующую. На территории Украины добывается газ по себестоимости не больше 1000 гривен (вместе с НДС, транспортировкой и прочими тратами). Затем газ переводится в офшор по цене полторы тысячи гривен. Далее этот же газ (по документам) «возвращается» в Украину, - но продается промышленным потребителям уже за 6 тысяч гривен.

- После принятия закона о реформировании ГТС перекладывать бумаги – то ли офшорные, то ли не офшорные – потеряет всякий смысл, - обещает премьер-министр. – Обман государства прекращается, налоги будете платить в своей стране!

ГТС Украины, согласно законопроекту правительства, останется в государственной собственности. Оператором ГТС может быть только компания, в которой государство владеет контрольным пакетом акций 51%. Остальные 49 процентов - исключительно компании из Европейского Союза и Соединенных Штатов Америки, имеющие соответствующую сертификацию и лицензирование. Окончательный перечень операторов-участников такой компании утверждается Верховной Радой.

- Такими были их требования, - пояснил Арсений Яценюк. - Это неконституционно, однако для того чтобы этот законопроект был принят, чтобы россияне не строили «Южный поток», для того чтобы увеличить доходы украинской газотранспортной системы, прокачку газа, чтобы страна не замерзла, нам надо вернуться к этому закону. И… перестать подыгрывать россиянам в стенах украинского парламента. Фамилии лоббистов «Газпрома» - тех, кто всю жизнь сидели на газовых потоках и срывали принятие этого законопроекта – известны.

В четверг 31 июля, в случае повторной попытки заблокировать результативное голосование по «газовому» законопроекту, премьер Украины может разразиться еще более эффектной речью, нежели прозвучавшей из уст Арсения Петровича за неделю до внеочередного заседания парламента.

По «замерам» социологических служб, она подняла рейтинг Яценюка, одновременно пошатнув позиции президента Петра Порошенко. Дабы избежать в будущем никому не нужных «качелей», оба руководителя Украины, скорее всего, постараются не пренебрегать «превентивной работой» с парламентариями, «фамилии которых известны». В крайнем случае Порошенко и Яценюк будут пояснять согражданам неминуемые «временные сложности» внутри государства «деструктивной позицией агентов Путина».

Олег Базак