От каких западных товаров и технологий Россия может отказаться

Крупная бытовая техника - холодильники, стиральные машины - на нашем рынке, независимо от марки, почти вся отечественного производства (см. «Откуда родом бытовая техника и электроника с наших прилавков»). Indesit собирается в Липецке, Beko - во Владимирской области, LG - в Рузе.

- Это не просто «отверточная» сборка, на российские заводы перенесены достаточно серьезные операции - резка металла, покраска, изготовление пластика, - объясняет Антон Гуськов, директор по связям с общественностью Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК). - Но комплектующие - импортные. Компрессоры и тому подобные агрегаты на заводы в Европе, как и к нам, поставляются из Юго-Восточной Азии, Китая и Тайваня.

Телевизоры тоже делаются в большинстве своем у нас, но комплектующие - с двух-трех заводов в Азии, которые снабжают ими весь мир.

Обратная ситуация с мелкой бытовой техникой - утюгами, миксерами, электрочайниками. Даже та, что выпускается под российскими марками, собирается... ну вы поняли где - в Китае. Большая часть себестоимости такой мелочовки приходится на комплектующие, и растаскивать производство по разным странам в этом случае невыгодно. Та же история и с высокотехнологичными товарами - планшетами, ноутбуками, смартфонами, мобильными телефонами.

- Это сейчас общемировая практика: развитые страны придумывают технологии, а Китай, реже Вьетнам осуществляют сборку, - говорит Антон Гуськов.

Так что здесь, видимо, нет смысла пытаться заменить импорт на свое производство. Ведь и на айпадах красуется надпись Made in China.



ПЕРЕСЯДЕМ НА «ЖИГУЛИ»?

Да знаем-знаем - практически все крупные мировые автоконцерны уже имеют у нас свои заводы (см. «Из чего делаются иномарки российской сборки»). Но тут ситуация та же, что и с бытовой техникой. Большая часть компонентов - привозные. Фишка в том, что и российский АвтоВАЗ в последние годы увеличивал закупки импортных материалов и комплектующих для своих моделей. Они используются не только в полу-иномарках типа «Шевроле Нива», но и в современных «Ладах». По данным на прошлый год, доля импорта в общем объеме поставок комплектующих для нашего автогиганта составляла порядка 20 - 25%.



ЧЕМ ОТВЕТИМ VISA И MASTERCARD

Сегодня на руках у россиян более 200 миллионов банковских карт. Больше, чем в стране жителей. И, как говорят эксперты, создать свою платежную систему - не проблема.

- Технологии у нас есть, есть и опыт создания платежных карточных систем. Напомню, кроме ПРО100 на основе универсальной электронной карты, в России были созданы Union Card, STB Card, «Золотая Корона». STB Card использовала те же стандарты и технологии, что и международные платежные системы, однако ушла с рынка, не выдержав конкуренции, - говорит Тимур Аитов, вице-президент Национального платежного совета. -

Никакой поддержки, тем более государственной, у отечественных систем никогда не было. Китайские коллеги более десяти лет при поддержке государства продвигали на рынок свою национальную платежную систему UnionPay. И есть весомый результат - карта UnionPay принимается в 142 странах мира. Сейчас в деле создания российской платежной системы ощущается мощная направляющая роль государства, хотя прямого финансирования и не выделено. Вопрос создания системы - решаемый, но не быстрый. И свою национальную систему создавать будем, и карты международных платежных систем обслуживать и принимать тоже будем - никто от них отказываться не собирается.



ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

Все эксперты сходятся во мнении: ситуация, при которой России придется жить «на всем своем», крайне маловероятна. Хотя бы потому, что наши зарубежные поставщики во многих случаях пострадают куда больше, чем российские потребители.

- Подавляющее число отраслевых союзов - наших зарубежных партнеров настроены примерно так: такого рынка сбыта, как российский, мы другого в Европе не найдем, - рассказывает председатель Рыбного союза Сергей Гудков.

Это касается и многих других рынков. За последнее десятилетие Россия прочно заняла свое место в международном разделении труда. И потоки импорта в нашу страну не всегда свидетельствуют о том, что мы что-то не можем произвести сами. Как видно из статистики (см. «Чего наша страна больше всего завозит и вывозит»), ряд товаров мы вообще одновременно и завозим, и вывозим. Потому что для страны с такой большой территорией это удобнее и зачастую дешевле.

Елена АРАКЕЛЯН