Если и есть официальные цифры, которым доверяют меньше, чем результатам выборов, то это данные по инфляции. Мы видим своими глазами, как меняются ценники в магазинах или на автозаправках. И это не абстрактные цифры, а деньги, которые утекают из наших кошельков. Мы ясно ощущаем, когда скорость этого «оттока капитала» увеличивается. И не верим, когда нам заявляют, что в действительности ничего подобного не происходит.

Конечно, официальная статистика более достоверна методологически, чем наши наблюдения, потому что она обобщает огромный массив данных, использует специальный математический аппарат. Но и наши глаза — вполне себе адекватный инструмент изучения мира. В конце концов, с непосредственного наблюдения начиналась всякая наука. И деньги мы платим по ценникам, а не по данным Росстата.

«Новая газета» решила сверить официальные данные и непосредственные ощущения граждан России. В качестве предмета исследования было выбрано автомобильное топливо. Почему? Во-первых, это универсальный товар, потребляемый по всей стране, его свойства практически не зависят от региона производства и распространения, здесь нет наценки за бренд или значительных колебаний по соотношению цена—качество. Во-вторых, цены на автомобильное топливо — крайне важный экономический индикатор, потому что они влияют и на стоимость других товаров и услуг, в структуру которой входит перевозка (поездка) на автомобиле.

В течение одной недели, с 21 по 27 марта, мы предлагали посетителям сайта «Новой» заполнить нехитрую анкету: сколько стоил бензин (Аи-95 и Аи-92) и дизельное топливо на момент заполнения анкеты и сколько — в начале месяца. Мы получили 305 содержательных сообщений из самых разных регионов страны (спасибо!). Для статистики это мало, но для того, чтобы составить любопытную картину, вполне достаточно. Картина — вот она, в таблице.

Можно сделать два основных вывода. Первый: по наблюдениям наших читателей, ни бензин, ни дизтопливо ни в одном случае не подешевели. В лучшем случае, их цена за неделю не изменилась, но, как правило, она выросла. Второй: рост, опять же, нигде не был драматическим, в среднем укладываясь в интервал 50 копеек — 1 рубль. Вроде и немного, но ведь это — за неделю!

Кстати, по данным Росстата, с 24 по 31 марта цены на бензин выросли в России в среднем на 0,2% — и это хорошо согласуется с данными наших читателей. А вот по дизтопливу уже расхождение: Росстат утверждает, что его средняя цена снизилась до 33,2 рубля за литр с 33,26 рубля. Кроме того, официальная статистика утверждает, что падали и цены на бензин в ряде регионов: в Астрахани, Курске, Петрозаводске, Чите. Парадоксально, но нашим респондентам из той же Республики Карелия как-то не повезло: цены на их заправках только росли.

Важно вот еще что. Никаких объективных причин для роста цен на бензин нет. Он производится в России, так что изменения курса национальной валюты на его себестоимости не сказываются. Никакого дефицита нет, наоборот, объем выпуска бензина за неделю вырос на 2,1%, дизельного топлива — на 7,5%. В теории при росте предложения и неизменном спросе цена должна падать, но практика демонстрирует обратный тренд.

Это значит, что продавцы бензина просто зарабатывают на нас дополнительные деньги. И вопросов по этому поводу к ним больше, чем к Росстату.

Алексей Полухин