В ближайшее время Дума рассмотрит (и наверняка одобрит) предложенные президентом поправки, связанные с порядком возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях. В объяснительной записке, подготовленной, судя по ее содержанию, Следственным комитетом, такая необходимость объясняется сложностью существующего порядка и, как следствие, снижением уровня собираемости налогов. С юридической же точки зрения речь идет о возвращении к механизму, существовавшему до «медведевской» либерализации уголовной политики в сфере экономики: дела о налогах можно будет снова возбуждать по инициативе следователей (и стоящих за их спинами оперов) без проверки со стороны налоговых инспекций.
В борьбе с налоговыми преступлениями в самом деле надо пройти между Сциллой и Харибдой: от «предприниматели всегда уклоняются от уплаты налогов» до «нельзя кошмарить бизнес». Доля истины есть в обоих утверждениях, оба они могут быть подтверждены многочисленными примерами: историями «наездов» по линии силовиков, вымогательства взяток и рейдерских захватов, с одной стороны; хитроумными цепочками фирм-однодневок в схемах «обналички» и особенно незаконного возмещения НДС — с другой.
Проследим историю метаний уголовной политики в сфере борьбы с налоговыми преступлениями за последние годы. В 2010 году тогдашняя власть услышала стоны предпринимателей и для начала ввела правило, по которому уголовные дела об уклонении от налогов могли прекращаться при условии уплаты всей суммы недоимки, пеней и штрафов. Это был скорее сигнал, чем институциональное ограничение, однако число выявленных налоговых преступлений снизилось с 22,3 тысячи (2009 год) до 14,5 тысячи (2010-й). А в 2011-м налоговые дела были отнесены к ведению Следственного комитета, после чего число выявленных преступлений упало до 8,7 тысячи.
Однако, анализируя эту статистику, надо иметь в виду, что в 2010 году, когда был введен порядок прекращения уголовных дел в обмен на добровольное погашение долга, одновременно была сильно повышена минимальная сумма неуплаты, которая переводила обычное налоговое правонарушение в разряд налогового преступления. Разница в числе выявленных преступлений, скорее всего, тем и вызывается, что значительная часть преступлений в предыдущие годы касалась незначительных для бюджета сумм.
«Медведевская» поправка, регламентирующая возбуждение уголовных дел только по материалам, поступившим из налоговой инспекции, которую Следственный комитет и просит теперь отменить, — была внесена в УПК только в конце 2011 года. То есть (см. график) падение «выявляемости» уклонения от налогов, а следовательно, и пополнения бюджета этим специфическим путем началось на два года раньше. Напротив, после того как за 2012 год было выявлено было 5,8 тысячи налоговых преступлений, за 8 месяцев 2013 года таких оказалось уже 5,6 тысячи.
Новый порядок вовсе не мешал расследованиям — он стимулировал оперативные подразделения МВД сотрудничать с налоговыми инспекциями, а последние заставлял документировать преступную деятельность по уклонению от уплаты налогов. Новые условия — включая жесткую позицию арбитражных судов по доказыванию умысла на неуплату налогов — требовали повышения профессионализма и оперативников, и налоговых инспекторов. Созданная система не только стимулировала «охотников» совершенствоваться в борьбе с налоговыми преступлениями, но и создавала понятные правила игры для малого и среднего бизнеса, что должно было бы привести к их росту, но — «при прочих равных условиях».
Но вот беда: в остальных сферах, в том числе по применению других статей УК и по блокированию других методов рейдерских захватов, да и в целом во всем том, что формирует пресловутый «инвестиционный климат», — что-то параллельно «шло не так». Налоговых поступлений в бюджет становилось меньше, сведений о том, что огромные суммы денег незаконно выводятся из страны (вспомните выступление прошлого главы ЦБ) — все больше (но достоверной статистики об этом нет!).
Интересная деталь. Создавая сложный порядок возбуждения налоговых дел по УК после выяснения отношений с налоговыми службами в арбитражном суде, законодатель по какой-то причине «забыл» отнести к налоговым преступлениям такой известный вид мошенничества, как незаконное возмещение НДС. В результате на эти схемы, которые продолжают квалифицироваться по «обычной», 159-й статье УК РФ, никто все эти годы фактически даже не замахивался. А именно через эту налоговую «дыру» разворованы и утекли из страны миллиарды долларов (точной статистики опять же нет).
Не эту ли дыру предлагается заткнуть с помощью упрощения уголовной репрессии против рядовых неисправных налогоплательщиков? Но там уже нечего «стричь»: почти истреблено «поголовье» мелких и средних предпринимателей. В этом главная причина плохого наполнения бюджета. И упрощение порядка возбуждения «налоговых дел» не только не улучшит, но ухудшит эту ситуацию.
Мария ШКЛЯРУК
Об авторе — бывший следователь, заместитель руководителя следственного отдела в одном из районов Ленинградской области, в 2012-м получила степень магистра права (LL.M.) Гамбургского университета, в России защитила кандидатскую диссертацию по экономике. В настоящее время научный сотрудник Института проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге. Институт проблем правоприменения в 2012 году опубликовал исследование работы российской правоохранительной системы, получившее широкое признание в кругах специалистов.