Вы верите, что все ваши налоги превращаются в дороги, школы, больницы? Если и да, то далеко не все деньги. Почему мы складываем средства в резервные фонды, а заводы-фабрики не строим? Как сделать кредиты дешевыми? Почему при высоких ценах на нефть денег все равно не хватает? Об этом - наша беседа с Владимиром Климановым, доктором экономических наук, директором Института реформирования общественных финансов, завкафедрой Российской академии народного хозяйства.
НЕТ ИДЕЙ - НЕТ ДЕНЕГ
- Начнем с простого вопроса. Что Минфин делает не так?
- Минфин отлично справляется со своей основной задачей: сдерживает рост расходов бюджета, неудержимые «хотелки» разного рода отраслевых лоббистов.
- Но мы видим, что в бюджете на будущий год срезали не «хотелки» лоббистов, а расходы на образование, здравоохранение. Даже статью «национальная экономика» обидели. Расходы на развитие экономики только в этом году упали на 2,9% (1,7 трлн. против 2,3 трлн. руб.). Но снижение трат продлится до 2015 года...
- Конечно, в экономику можно было бы инвестировать куда больше. Кроме того, что денег мало дают, были и неудачные эксперименты. Например, дорожные фонды сначала отменили, а в 2011 году восстановили. Существует несуразица и с инновационным развитием.
- То есть Минфин бы денег дал, но просто не подо что, нет проектов?
- Вот именно! Конечно, у нас в избытке мегапроекты. Это, как правило, продуманные проекты. Также были найдены удачные решения, когда финансировали приоритетные национальные проекты по образованию и здравоохранению. А чего нет? Нет небольших, но заведомо эффективных проектов, которые требовали бы сравнительно мало денег и быстро бы окупались. Ведь строительство мегапроектов выявило очень важную болевую точку нашего бюджетного процесса. Наша система настроена на то, чтобы буквально выполнить задачу. Сказано «профинансировать в таком-то объеме» - финансируют, вопросов нет. Результат? А он нередко не имеет значения.
- Часто эксперты говорят: федеральный бюджет сверстан крепко только потому, что центр завел на себя все финансовые потоки в стране. Сейчас дефицит региональных бюджетов 50 млрд. руб., в 2018 году будет 2 трлн. руб., прогнозирует Минэкономразвития. Может, хватит кормить Москву?
- Тут дело не в «жирующих» за счет регионов москвичах. Бюджеты львиной доли субъектов Федерации просто обречены на финансовую помощь из центра. Добавленная стоимость создается в считанном количестве регионов - тех, что добывают газ и нефть, некоторых других сырьевых и индустриально развитых регионах и в Москве. Пока экономика страны будет так сильно зависеть от нефтегазовых ресурсов и представлять собой лоскутное одеяло из сильно отличающихся между собой регионов, поменять систему сложно.
БИЗНЕСМЕНОВ СПАСУТ ПЕНСИОНЕРЫ
- Промышленники жалуются на дорогие банковские кредиты. И просят снизить ставку рефинансирования ЦБ - начальную цену денег. Это поможет?
- Сейчас ставка 8,25%. Она оказалась адекватной для нашей страны на данном историческом периоде. Если ее резко понизят, последствия будут не только положительными, но и негативными. Произойдет, например, усиление спекуляций. Но ставку все равно придется понижать по чуть-чуть, чтобы оживить хозяйственную деятельность, снизив проценты по кредитам. Что ЦБ, на мой взгляд, скоро и сделает. Да и в России ставка рефинансирования не играет той роли, как в тех же США. Не только от нее коммерческие банки отсчитывают цену кредита.
- А от чего?
- От своих возможностей скорее. У банков часто недостаточно средств, поэтому и есть желание продать деньги подороже. Проблему могли бы решить пенсионные деньги. Во всем развитом мире они работают на экономику.
НИКТО ИЗ НАШЕГО РЕЗЕРВНОГО ФОНДА НЕ ВОРУЕТ
- Мы агрессивно складываем средства в Стабфонд. За год (с сентября 2012-го по наше время) туда положили почти триллион рублей. Если в свое время экс-министр финансов Кудрин хотя бы мог объяснить, сколько денег ему надо туда положить, чтобы создать подушку безопасности, теперь, кажется, бездумно туда складывают все, оставляя экономику без средств.
- Не соглашусь. Основной источник суверенных фондов, напомню, - это часть экспортной пошлины на нефть. Нефть сейчас дорогая ($110 за баррель на момент написания этих строк. - Ред.), она переоценена, и неизвестно, как долго это продлится. Поэтому надо копить. Сейчас время собирать камни. Будет время камни разбрасывать - разбросаем.
- Ну а зачем мы занимаем средства за рубежом, чтобы туда же, в фонды, положить? Мы занимаем по $7 млрд. в год.
- Да, мы занимаем, но это не значит, что у нас нет денег. Просто есть такое правило: брать взаймы надо не тогда, когда вам нужны деньги, а когда вам их дают. Сейчас финансовая ситуация в России выглядит стабильной. У нас серьезные резервы, только в Резервном фонде - 2,8 трлн. руб. Все понимают, что, если мы взяли в долг, мы отдадим. Поэтому нам дают под низкие проценты. А вот когда вам средства на самом деле нужны, вам начинают выкручивать руки и, чтобы подстраховаться от риска, дают под высокие проценты.
- Ну а какой смысл брать кредит под 3,2% и в то же время излишки денег класть в Резервный фонд, где доходность - жалкие 2,66%?
- Ставки, под которые кладутся деньги Резервного фонда, вполне нормальные для международных рынков. Резервные фонды формируются, как я уже сказал, в основном за счет доходов от нефти, и только в малой доле - за счет займов. А что касается, зачем вообще заимствованные средства в фонды вкладываем... Ну а как вы их иначе сохраните? Внутри страны таких способов нет. «Вкладывать в экономику»? Мы уже говорили, что это просто красивые слова, пока нет проектов, некуда и вкладывать.
- Ну а вот если кратко ответить, тают наши заначки, как об этом пишут, или нет?
- Эксперты не любят отвечать кратко, не оценивая всех положительных и отрицательных сторон, возникающих рисков. Но краткий ответ на ваш вопрос: нет, не тают.
ДРУГОЕ МНЕНИЕ
Михаил ХРОМОВ, сотрудник Института экономической политики им. Гайдара: «Расходы на экономику... вредят экономике!»
- В абсолютных цифрах расходы по статье «национальная экономика» вроде бы не так малы. Но очевидно, что бюджет развитию экономики не способствует. Во-первых, эффективность госинвестиций существенно ниже, чем частных. Во-вторых, если посмотреть на структуру расходов, то львиная доля там - это закупка органами власти той или иной продукции для бюджетных учреждений. Так вот, в контрактах год от года закладывается рост цен на 16%, что существенно выше официальной инфляции. В результате на бОльшие деньги год от года покупается столько же товаров. А ценники таких закупок оказывают влияние на весь рынок, инфляцию разгоняя.
Евгений АРСЮХИН