Большая игра в перехватывание актуальной повестки у оппозиции продолжается: место плавно теряющей интенсивность, а следовательно, интерес масс антикоррупционной кампании занимает ЖКХ. Стилистика при этом не меняется: первое лицо государства «внезапно» узнает о существовании насущной проблемы, распекает нерадивых чиновников и предлагает радикальные, исчерпывающие меры, призванные создать новый, лучший мир в течение семи дней.

В понедельник на совещании по тарифообразованию в ЖКХ президент Путин узнал от главы Минрегиона Игоря Слюняева, что в разных регионах и муниципальных образованиях плата за коммунальные услуги в январе 2013 года выросла в интервале от 10 до 225%. «С ума сошли, что ли?» — уточнил президент.

Сумасшедший министр ЖКХ Мурманской области, где расположен лидирующий по росту тарифов муниципалитет, был уволен в тот же день. Но история на этом не закончилась.

Глава Федеральной службы по тарифам Сергей Новиков попытался объяснить президенту, что взаимосвязи между индексацией тарифов, регулируемых государством, и конечной суммой в платежках граждан не существует. Эта штука — посильнее физической теории струн, которая требует для объяснения некоторых феноменов существования 11 измерений пространства-времени. В ЖКХ на входе мы имеем электроэнергию, воду и газ, цены на которые меняются в одну сторону и на фиксированную величину, а в платежках — произвольные цифры. И тогда Путин велел вернуть систему ценообразования из нынешнего релятивистского состояния в прежнее, простое, как ньютоновский бином. То есть восстановить право государства устанавливать предельный рост конечного коммунального платежа, которым оно обладало до 2012 года.

Тут же была установлена и цифра максимального роста тарифов — 6%, а правительству дана неделя для подготовки необходимых решений.

При всем блеске телевизионного эффекта это решение сродни указанию переделать Большой адронный коллайдер в циркулярный газопровод высокого давления.

Ведь решение государства устраниться от регулирования конечных цен было принято не во время спонтанного либерального припадка. Это логический этап реформы ЖКХ, целью которой было создание конкурентного рынка предоставления коммунальных услуг населению. Этот рынок, с огромными издержками и перекосами, был создан — большую часть многоквартирных домов обслуживают управляющие компании (УК), которые собирают деньги с населения и покупают на них тепло, воду, свет и прочие услуги у ресурсоснабжающих организаций (РСО). Это сбытовые компании при ТЭЦ, энерго- и газораспределительных сетях.

Даже если представить себе идеальную УК, где не только ничего не воруют, но и не требуют за свою работу никакой платы (что, конечно, невозможно), то у нее все равно есть накладные и административные расходы. Кроме того, цену за свои товары и услуги выставляют РСО, и УК их не могут ни изменить, ни даже проконтролировать (в теории реформы предполагалось, что будет и конкурентный рынок РСО, но он не сложился и едва ли сложится).

Так вот, если зафиксировать и ограничить цены в «жировках», которые мы с трепетом достаем из почтовых ящиков, то могут обанкротиться УК. Если же ограничить 6% ценообразование для РСО, то у них не будет ни стимула, ни возможности инвестировать в замену катастрофически устаревшей коммунальной инфраструктуры. А она, по официальным данным, изношена на 70% в среднем по стране. Притом что, например, в том же Алтайском крае (еще один регион — рекордсмен по росту тарифов) она в 87% жилых домов в полном объеме никогда и не существовала.

Отрасль нуждается в колоссальных инвестициях (вице-премьер Козак, например, оценивает их в 3,5 трлн рублей). Единственный источник денег — поступления от конечных пользователей, в том числе от граждан. То есть, с экономической точки зрения, если мы хотим хотя бы сохранить ЖКХ в функционирующем состоянии, платежи должны быть намного-намного выше. Но объективно, с учетом реальных доходов населения, это невозможно.

Значит, за тех, кто не может платить сам, должно доплачивать государство — через систему адресных субсидий. И это решение тоже было заложено в логику реформы, хотя и не доведено до конца.

Распекаемые министры пытались объяснить это президенту, но он приказал зафиксировать предельный рост коммунальных платежей, отменив тем самым реформу ЖКХ (половинчатую и незавершенную, но все же реформу) и не предложив ничего взамен.

А когда в очередной раз лопнут трубы, можно будет кого-нибудь посадить. Ведь если в кране нет воды, то виноват в этом явно не президент.

Алексей Полухин