Идея удвоения ВВП за десять лет, бесславно забытая в России, оказалась востребованной в Китае. Именно на ней сделали акцент авторы доклада, подготовленного к ХVIII съезду КПК. Суть его сводится к тому, что "мануфактура мира", завалившая планету товарами, сама превратится в крупнейшего потребителя.

Согласно докладу, к 2020 г. ВВП КНР, а также доходы городского и сельского населения удвоятся по сравнению с 2010 годом. Это бесспорно пойдет на пользу Китаю и может вдохнуть новые силы в мировую экономику.

Восстановление мировой экономики после первой вспышки глобального экономического кризиса оказалось весьма медленным, причем происходит оно на фоне спада внутреннего потребления, предотвратить который пока нет возможности. В связи с этим авторы доклада полагают, что потребительский спрос в Китае может рассматриваться как огромная сила, содействующая росту не только китайской, но и мировой экономики.

Спрос со стороны Китая на импортные товары уже идет на пользу всему миру. По прогнозам экспертов банка HSBC, в соответствии с нынешней тенденцией среднегодовой прирост американского экспорта в Китай в последующие три года составит 10,4%, а в период с 2016-го по 2020 г. увеличится до 12%; среднегодовой прирост британского экспорта в Китай за те же периоды составит 9,9% и 11,1% соответственно.

На сегодняшний день в Китае наблюдается рост уровня и улучшение структуры потребления: от дешевой продукции до дорогих брендов, от товарного спроса до потребностей в сервисе, от закупок за рубежом через агентов до выезда за рубеж за покупками. По данным Всемирной туристической организации, по объему зарубежных покупок в 2011 г. китайские туристы заняли третье место в мире – $72,6 млрд, уступив лишь немцам и американцам.

Несомненно, что по мере развития китайской экономики будут расширяться и возможности местных предприятий, увеличится объем капиталовложений в экономику других стран. Отток китайского капитала принесет заметную пользу мировому рынку, на котором сейчас наблюдается дефицит денежных средств.

Особый акцент в докладе делается на двух базовых моментах, которые должны будут определять вектор развития страны в ближайшие годы.

С одной стороны, из-за увеличения стоимости трудовых ресурсов и необходимости сохранения окружающей среды, а также повышения курса юаня китайские производители начнут делать то, что в свое время сделали США, Европа и Япония: переносить часть своих производственных мощностей за пределы страны – в Юго-Восточную Азию, Африку и другие регионы. Тем самым предполагается создать новую модель хозяйствования, когда на территории Китая будут осуществляться исследования и разработки, а производство и маркетинг перенесут за рубеж.

С другой стороны, Китай ускорит переход от статуса державы-производителя к статусу сверхдержавы-производителя. Это предполагается осуществить посредством поощрения собственных предприятий к развитию капиталоемких, техникоемких и сервисоемких отраслей, производящих продукцию с более высоким соотношением цена-качество.

Понимая, что модель "мануфактуры мира" близка к исчерпанию, руководство страны намерено обеспечить переход от действующей индустриальной модели к инновационной постиндустриальной. То есть, по сути, Китай готовится стать Америкой. Если ему удастся справиться с этой задачей, велика вероятность, что мир в его современном виде может перевернуться на 180 градусов, и тот, кто был крупнейшим производителем товаров и импортером идей и технологий, станет экспортером идей и импортером товаров.

Впрочем, при кажущейся правдоподобности подобного сценария существует несколько моментов, которые могут помешать его реализации. Роковое противоречие может возникнуть по линии "коммунистический авторитарный режим – демократические свободы, необходимые для существования инновационной модели". В обозримой перспективе расстаться с авторитарной политической системой КНР не сумеет. А это значит, что решающий рывок, позволяющий стране перейти от одной модели к другой, может и не состояться.

Сергей СЕРЕБРОВ