Замене импорта на дешевое отечественное мешают ВТО и правительство

Планы правительства «пересадить» население на отечественные товары терпят крах. С момента вступления в ВТО (22 августа) увеличился ввоз свинины, молочных и морепродуктов, табака и алкоголя от 16% до 50%. В 2013 году начнется ввоз бензина. Во всяком случае, именно это предсказывает замминистра финансов Сергей Шаталов. А в конце весны может рухнуть еще один бастион: Союз мукомолов угрожает, что придется, как в советское время, импортировать зерно.

Предупреждения мукомолы адресовали вице-премьеру Аркадию Дворковичу, который курирует сельское хозяйство. Согласно их угрозам, страна может столкнуться с дефицитом ржи и пшеницы: текущих запасов не хватит до следующего года. «Для внутреннего потребления остается всего лишь 31,3 млн тонн, или менее 3,5 млн тонн в месяц до нового урожая. А это очень мало, так как среднемесячное потребление зерна на продовольственные и фуражные цели в последние годы составляло 4,5–4,8 млн тонн», — отмечает президент Союза мукомолов Аркадий Гуревич. Зерно, скорее всего, придется дополнительно закупать в Казахстане и Германии.

При этом государство слишком рано начало зерновые интервенции, считают мукомолы: вместо того, чтобы приберечь продукт до весны, «вбрасывает» на рынок запасы уже сейчас.

Однако далеко не все представители отрасли верят в дефицит зерна, ведь у России есть переходящий запас в 20 млн тонн. Да и действия правительства объяснимы: с начала этого года хлеб уже подорожал на 8–10%, что выше инфляции на 1–3%, напоминает исполнительный директор Российского союза пекарей Валентина Чемских. Одна из причин — засуха, из-за которой было собрано только 74 млн тонн зерна, что на 20 млн тонн меньше, чем годом ранее. Интервенции же помогут стабилизировать цены на хлеб до конца года, считает Чемских.

Президент Национального союза зернопроизводителей России Павел Скурихин считает, что розничные цены на хлеб могут повыситься до конца следующего года на четверть. Ведь надо учесть еще и спекулятивные настроения. Которые, похоже, дополнительно как раз и нагнетаются предсказаниями дефицита зерна.

В цену хлеба, кроме того, вкладывается и подорожание топлива — и здесь импортная угроза, которая вызовет дополнительный рост цен, куда более реальна. Ожидаемый через два месяца запрет оборота бензина класса «Евро-2» неминуемо приведет к дефициту топлива внутри страны, предсказал замминистра финансов Сергей Шаталов. А это означает, что России придется импортировать более экологичный бензин. У Минэнерго есть конкретная оценка на этот счет: из-за запрета производства «Евро-2» в 2013 году может образоваться дефицит топлива в 800 тысяч тонн.

Однако как главный «генератор» роста импорта в страну эксперты оценивают вступление в ВТО. Согласно мониторингу Евразийской экономической комиссии, почти сразу после вступления на 50% в стоимостном выражении вырос импорт растительного масла, на 23% — молочных продуктов, на 33% — табачных изделий, на 48% — алкоголя и на 16% — свинины. Выживание ряда отраслей, где наши производители не могут конкурировать с зарубежными, потребует огромных трат, признают в правительстве. Так, для спасения производства свинины в ближайшие 2–3 года надо вложить 140 млрд рублей (не только из бюджета), сообщил на коллеги Минсельхоза его глава Николай Федоров.

По расчетам Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, рост импорта вследствие вступления в «мировой торговый клуб» повлечет за собой ежегодную потерю $7,2 млрд (или 1% ВВП). Причем $4 млрд придется именно на российский агропром.

Татьяна Замахина, Инна Григорьева