Собранный наскоро из всего, что попалось под руку, бюджет не решает ни одной задачи, которую формулируют первые лица. Он не обеспечивает выполнение социальных указов президента, не осуществляет инновационный рывок, не добивается ускорения роста экономики. Даже мощного притока средств в оборонку он не гарантирует
Одной рукой власть борется за сокращение бюджетных расходов, другой — заставляет их повышать
В Госдуме начался бюджетный процесс. На 19 октября намечено первое чтение федерального бюджета на 2013 – 2015 годы. С одной стороны, мероприятие – рутинное, и при наличии депутатского большинства у партии власти не таящее особой интриги. С другой, – презентация главного финансового документа проходит в весьма нервной обстановке. Еще во второй половине сентября президент устроил министрам разнос за то, что они вовремя не представили ему предложений по реализации его «социальных» указов от 7 мая. Главам Минрегиона, Минтруда и Минобрнауки были объявлены выговоры с занесением в трудовую книжку. Следом был отправлен в отставку глава Росреестра Сергей Васильев – как говорят, ему поставили в вину неподготовленность кадастра, из-за чего введение налога на недвижимость перенесено с 2013 на 2014 год. Не случайно, обсуждая на правительстве проект бюджета, Дмитрий Медведев был мрачен: «Бюджет — такая штука, которая никогда никому не нравится. Я когда работал президентом, он мне тоже не нравился. Но я всегда понимал, как трудно его склеивать».
Тот продукт, который удалось склеить на этот раз, отличается крайней противоречивостью. С одной стороны, он составлен уже в соответствии с новым бюджетным правилом. Среднегодовую цену на нефть, от которой традиционно пляшут при верстке российского бюджета, теперь нужно рассчитывать не от балды, как ранее, а по средним значениям за 5-летний период (после 2015 года он станет 10-летним). В результате на последующие 3 года в бюджет заложена цена нефти в 91-93 доллара за баррель. Тогда как текущая цена нефти – порядка 110 долларов за баррель, и по прогнозу Минэкономразвития в последующие годы будет варьироваться в диапазоне от 97 до 104 долларов за баррель. Ясно, что подобное нововведение, пролоббированное Минфином, резко сокращает размер пирога, который можно делить при планировании расходов. Да и сама эта доля расходов должна сократиться с нынешних 24 процентов ВВП до 20 процентов ВВП: иначе, полагает Минфин, свести бюджетный дефицит к нулю за три года не удастся.
Что же, если посмотреть на опыт некоторых наших соседей по континенту, страдающих от непомерного бюджетного дефицита, жесткость бюджетной конструкции представляется весьма похвальной. Однако в российском варианте она каким-то странным образом соседствует с необычайной лихостью по части социальных расходов. Благодарить за это следует действующего президента, который в предвыборную пору раздал кучу «сладких» социальных обещаний. Эксперты уже давно подсчитали, что для реализации только тех из них, что были оформлены в указы после инаугурации 7 мая, необходимо изыскать в бюджете около 1,5 трлн руб. Получается, что одной рукой власть борется за сокращение бюджетных расходов, другой — заставляет их повышать.
Минфин в этой ситуации вертится как уж на сковородке и его глава Антон Силуанов с гордостью отчитывается, что изыскал суммы на выполнение президентских указов. Однако их явно недостаточно: чуть более 1 трлн - причем не за год, а за три. Естественно, при таких «вводных» некоторые социальные задачи будут решены не в полном объеме, а иные – и вовсе отложены. Например, в 2013 году зарплаты всем бюджетникам будут повышены не до уровня 100% от среднерегиональных, как обещал президент, а лишь на 6%. Это в лучшем случае компенсация инфляции, но никак не озвученный президентом опережающий рост.
При этом часть социальных обязательств, финансирование которых не влезло в рамки федерального бюджета, просто решено переложить на плечи регионов. Например, сокращение доли расходов на здравоохранение с 4,6% до 3,2% в бюджете министр финансов РФ Антон Силуанов объяснил тем, что платить будет не федеральный центр, а система обязательного медицинского страхования — ФОМС. Минфин считает, что в дальнейшем на региональные бюджеты будет переложена также и часть расходов на образование (доля которого в федеральном бюджете тоже сокращается с 5,1% до 3,4%). При том, что подавляющее большинство посткризисных региональных бюджетов – и без того дефицитны. Скажем, дефицит бюджета Москвы в 2013 году — 200 млрд руб., и он не сократился по сравнению с текущим годом. При этом никаких трансфертов из центра на сокращение дефицитов региональных бюджетов в 2013 году не предусмотрено.
Есть у бюджета еще и третья сторона – военная. И она очень явно выпирает из «склеенной» конструкции. Например, в будущем году расходы на национальную оборону составят 16% от всех федеральных бюджетных расходов (в этом — 14,6%). Это, между прочим, 3,2% ВВП. А в 2015-м — соответственно, 19,7% и 3,7%. К этим показателям надо еще добавить большую часть расходов по статье «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность». В 2015 году на нее уйдет 13,6% всех расходов, или 2,6% ВВП. Таким образом, через три года бюджет будет тратить на нужды силовиков почти 6% ВВП. Это, по меньшей мере в два раза больше того, что принято по международным меркам расходовать на оборону в невоюющей стране.
В результате бюджет никак не направлен на инновационное развитие. О масштабной модернизации, и связанной с ней идеей «налогового маневра» бюджет предлагает просто забыть – по крайней мере, на три ближайших года. В бюджете-2013 заложен рост ВВП на скромные 3,7%, но министр финансов, похоже, не очень верит в достижимость и этого рубежа. В связи с чем спешит успокоить общественность: «Даже если рост ВВП в 2013 году будет нулевым, бюджет выдержит».
Подведем итог. Склеенный наскоро из всего, что попалось под руку, бюджет не решает ни одной задачи, которую формулируют первые лица. Он не обеспечивает выполнение социальных указов президента, не осуществляет инновационный рывок, не добивается ускорения роста экономики. Он не стимулирует создание новых рабочих мест, не учитывает изменения, необходимые пенсионной системе. Даже мощного притока средств в оборонку он не гарантирует.
Похоже, единственная его задача – «выдержать», как выражается Антон Силуанов, если снова ударит кризис, упадет цена барреля и сойдет на нет экономический рост. Не хотелось бы каркать – но не факт, что и это удастся. Слишком уж «склейка» ненадежная.
Дмитрий Докучаев, экономический обозреватель
- Главная
- →
- Выпуски
- →
- Экономика и финансы
- →
- Аналитика и прогнозы
- →
- Правительство клеит бюджетную модель
Аналитика и прогнозы
Группы по теме:
Популярные группы
- Рукоделие
- Мир искусства, творчества и красоты
- Учимся работать в компьютерных программах
- Учимся дома делать все сами
- Методы привлечения денег и удачи и реализации желаний
- Здоровье без врачей и лекарств
- 1000 идей со всего мира
- Полезные сервисы и программы для начинающих пользователей
- Хобби
- Подарки, сувениры, антиквариат