Экономисты переоценили роль развивающихся экономик на рынке товаров роскоши, пишет на сайте Project Syndicate глобальный стратег "Дойчебанка" Санял Санжеев. Фирмы, выпускающие и реализующие товары класса люкс, в ближайшие месяцы ждут не самые лучшие времена.

Курс акций брендов, выпускающих предметы роскоши, резко упал в июле. Финансовые результаты этих компаний расстроили инвесторов в основном вследствие замедления продаж на развивающих рынках, особенно в Китае. Торговые центры, в которых продаются товары дорогого сегмента в Индии и Китае, посещают все меньше покупателей, они пустеют.

Что же происходит? Многие аналитики ожидали, что развивающиеся рынки вызовут быстрый и значительный рост продаж товаров класса люкс в течение следующего десятилетия. Однако в настоящее время все больше говорят о том, что мировой кризис замедляет развитие этих рынков и уничтожает расходы не первой необходимости.

Замедление роста продаж предметов роскоши, однако, произошло не только по причине "мягкой посадки" в Китае. Среднегодовой темп роста ВВП Китая, составляющего $7,5 трлн, во II квартале снизился до 7,6% с 8,1% в период с января по март, что вряд ли может являться причиной для паники. Кроме того, две трети падения темпов обусловлено снижением объема инвестиций, а не потребления. Потребительский спрос, несмотря на долгосрочные структурные проблемы Китая, как раз не скатывается в рецессию.

Фактически проблема заключается в том, что многие экономисты преувеличили размер сегмента дорогостоящих товаров на развивающихся рынках. Китай до сих пор является страной с крупнейшим развивающимся рынком, с 1,6 млн семей, которые можно назвать "богатыми" (определяемые как имеющие годовой располагаемый доход в размере более 150 тыс. долларов США). Однако это все еще меньше, чем 4,6 млн семей в Японии и всего лишь небольшая доля от 19,2 млн богатых семей в США. Количество богатых семей в Индии составляет всего лишь 0,7 млн и 1 млн в Бразилии.

Суть ситуации в том, что количество семей с высоким уровнем доходов хоть и продолжает расти, но недостаточно для обеспечения роста спроса на роскошь на 30-40%, ожидаемого многими.

Это не значит, что возможности для роста на развивающихся рынках исчезли, однако ожидания необходимо пересмотреть. Несмотря на экономический бум в течение последнего десятилетия, в Китае до сих пор имеется 164 млн семей, которых можно назвать "бедными" (их ежегодный располагаемый доход составляет менее 5 тыс. долларов США), и еще 172 млн семей, которых можно отнести к категории "претендующих" (с доходом от 5 тыс. до 15 тыс. долларов США). Аналогичным образом в Индии - 104 млн бедных семей и 107 млн "претендующих" семей.

Реальностью в течение следующих двух десятилетий станет переход этих стран к странам с преобладающим "средним классом". Несмотря на то что и в других регионах с развивающимися рынками произойдет аналогичный переход, Азия будет занимать доминирующее положение в этой трансформации.

Исследование экономиста Хоми Хараса из Института Брукингса позволяет нам оценить масштабы этого изменения. По его оценке, в 2009 г. 18% мирового среднего класса проживало в США, 36% ‑ в Европе. Доля Азии составляла 28% (с учетом Японии).

Однако, по прогнозам Хараса, к 2030 г. в Азии будет проживать две трети мирового среднего класса. Иными словами, Азия заменит не только Запад, но даже и другие развивающиеся рынки. Это настоящая возможность для развития бизнеса.