Владимир Путин поручил правительству совместно с нефтяными компаниями разработать план по стабилизации цен на бензин и дизельное топливо, кроме того, обеспечить в достаточном количестве отечественных сельхозпроизводителей топливом.

Что это могут быть за меры, и согласятся ли нефтяники гнать бензин и дизтопливо на внутренний рынок вместо экспорта, «МК» попросил рассказать директора Фонда Энергетического развития Сергея ПИКИНА.

– Президент не в первый раз именно в такой же риторике обращается к правительству с требованием стабилизировать на внутреннем рынке цены на бензин и дизель. А также обеспечить необходимый объем топлива для внутренних потребителей, в первую очередь для аграриев. Так что это заявление Путина согласуется с той политикой, которую проводит правительство в течение последних двух месяцев на нефтяном рынке.

-- И все-таки, что это могут быть за меры, с помощью которых правительство собирается контролировать розничные цены на бензин и дизель?

– Думаю, в большей степени беспокойство правительства сейчас вызывает возможность образования дефицита зимнего топлива для потребителей на внутреннем рынке. Обеспечить российских производителей, аграриев зимним дизелем — вот задача номер один для Минэнерго и профильного премьера.

А задача номер два – сдержать натиск спекулянтов. С этой целью правительство 1 октября ввело заградительную пошлину на перепродажу топлива, кроме того, 21 сентября кабмин временно ограничил вывоз из РФ бензина и дизеля, и до сих пор этот запрет частично еще действует.

– То есть правительство хочет, чтобы розничный рынок жил в унисон с оптовым?

– Этого как раз никогда не было и вряд ли будет. И, кстати, очень хорошо, что этого нет. Иначе мы бы на АЗС увидели такие скачки цен, что мало никому бы не показалось. Ведь за последние два года оптовые цены несколько раз стремительно падали и столько же вновь вырастали, представьте, если такие же качели возникли бы и в рознице?

– Да, в начале года оптовые цены на дизель были почти в 2 раза ниже, чем сейчас.

— Вот именно, а розница хоть и подорожала, но в пределах 10 процентов. Опт живет своей жизнью, а розница – своей.

– Но если розничные цены не находятся в прямой зависимости от оптовых, то как же они тогда регулируются?

– В нашей стране регуляторные механизмы можно лишь отчасти считать рыночными, на самом деле они – директивно-рыночные. Сейчас главная директива президента и соответственно правительства состоит в том, чтобы темп роста розничных цен на бензин и дизель не опережал уровень инфляции в стране.

– А если кто-то ослушается этой директивы, спущенной свыше?

– Тот по башке получит.

– Мировые цены на нефть с началом конфликта на Ближнем Востоке постоянно растут, и что, если наши нефтяники решат пустить все топливо на экспорт, раз им не дают заработать внутри страны. Не получится так, что, стараясь стабилизировать розничные цены, правительство само создаст дефицит топлива на внутреннем рынке?

– Не думаю, что до этого дойдет. Нефтяные компании уже сделали для себя выводы, что испытывать терпение правительства не стоит. В случае чего власть всегда сможет ввести запрет на экспорт топлива. Конечно, таких экстраординарных мер не было очень давно в нашей стране, но, применив их осенью, чиновники поняли, что могут орудовать этой кувалдой очень успешно. И бизнес тоже понял, что против них есть сила. Так что до нового дефицита топлива на внутреннем рынке, думаю, больше не дойдет. И с ценами тоже будет все нормально. Расти будут, но в пределах инфляции.

Авторы: ЕЛЕНА БЕРЕЗИНА