Второй месяц подряд рынок автокредитов снижается как в денежном объеме, так и в количественном выражении. Падение произошло из-за повышения стоимости авто и роста ключевой ставки ЦБ. Куда подули свежие ветры и в какую сторону пойдут в четвертом квартале ставки по автозаймам, разбирался «МК».

По оценке Frank RG, в первом месяце осени российский рынок автокредитов снизился по сравнению с августом в деньгах на 8,66%, до 143,5 млрд руб. В количественном выражении продажи упали на 7,16%. Средний чек в течение сентября впервые за 8 месяцев уменьшился на 1,62%, до 1,46 млн руб.

Средняя ставка по кредитам на покупку транспортных средств в топ-15 российских банков, выдающих автокредиты, в III квартале 2023 года выросла на 2,12 процентного пункта и составила 18,77% годовых, сообщается в исследовании Банки.ру. Самый дешевый кредит сегодня выдается по ставке 16,2% годовых, а самый дорогой — по 22,7%.

По-прежнему банки предлагают наиболее привлекательные условия при оформлении автоссуды с документальным подтверждением дохода. Средняя ставка при выполнении этого условия составила в сентябре 18,67% годовых. Что касается типов транспортных средств, то наибольшие средние ставки зафиксированы по кредитам на приобретение мототранспорта. По новым ТС ее значение составило 21% годовых, а по подержанным — 22,85% годовых.

Проседание рынка не удивило экспертов. Пик объема автокредитования пришелся на середину 2023 года, когда произошел существенный рост импорта автомашин.

Граждане готовились к повышению цен на фоне падения курса рубля. Как считает начальник управления продуктовой политики «Росбанк Авто» Алексей Бессонов, снижение продаж автокредитов в сентябре связано как с самим замедлением продаж рынка новых автомобилей, так и снижением в сегменте автомобилей с пробегом вследствие продолжающегося роста цен на автомобили, изменением ставки утилизационного сбора с 1 августа. Существенное увеличение ключевой ставки ЦБ РФ и, как следствие, удорожание кредитов также негативно сказалось на объемах автокредитов.

«В сентябре автомобильные выдачи несколько сократились», — сообщил «МК» младший директор по банковским рейтингам агентства «Эксперт РА» Анатолий Перфильев. При этом, с его слов, продажи подержанных авто сократились быстрее новых, поскольку население увеличивает сроки эксплуатации своих автомобилей. «Уход корейских автопроизводителей, запрет Японии на вывоз авто и ограничение правительством альтернативного импорта простимулируют продажи отечественных марок, активно поддерживаемых государством. Экспансия китайского автопрома продолжится, в т.ч. потому, что в России открываются заводы по производству китайских автобрендов», — подчеркнул Перфильев.

По словам Бессонова, в настоящее время чаще оформляются кредиты на новые автомобили за счет восстановления самого рынка и появления новых брендов в России. При этом интерес продавцов к сегменту подержанных машин не спадает и уверенно останется высоким и в будущие периоды как инструмент доходов и пополнения складов автодилеров. «Положительным эффектом стало бы возобновление государственной программы льготного автокредитования, но на данный момент нет уверенности в ее пролонгации», — отметил банкир.

По мнению управляющего директора Совкомбанка Артема Языкова, спрос на автокредиты поддерживали рост стоимости курса валют и опасения клиентов по корректировкам прайс-листов на новые авто (авто с пробегом также реагируют, но с опозданием в 2–3 месяца). Несмотря на это, пока существенных изменений в наиболее востребованных программах не произошло. «Популярностью в первую очередь пользуются субсидируемые производителями программы кредитования и авторассрочка. На рынке автомобилей с пробегом пока картина стабильна», — добавил Языков.

Отметим, что сегмент автокредитования в России фактически является B2B-рынком, который контролируют всего несколько банков. В отличие от классического потребительского кредитования здесь важную роль играет конкурентная среда, которая зачастую заставляет игроков действовать более аккуратно.

Благодаря наличию совместных программ с автопроизводителями банкам пока удается предложить клиентам доступные автокредиты и льготные ставки. «Растет спрос на программы с отложенным платежом, позволяющим снизить нагрузку на ежемесячный платеж в условиях роста ставок», — заметил Алексей Бессонов. По его мнению, ситуация на рынке автокредитования в IV квартале будет во многом зависеть от дальнейших действий регулятора, волатильности курса национальной валюты, а также изменений на ограничение «серого» импорта.

Начальник управления «Автокредитование» ВТБ Алексей Бочарников ожидает, что в четвертом квартале спрос россиян на китайские бренды усилится и к концу года их доля может достичь 70%.

Как считает Артем Языков, уровень ставок в октябре-декабре будет соответствовать текущим. Исключением будут отдельные бренды или модели, по которым в конце года предложение может быть несколько улучшено, так как запланирован выход новых моделей или генераций. Но сильного влияния на рынок автокредитования в целом это не окажет. «Под давлением будет и дальше находиться сегмент автокредитов на автомобили с пробегом. Так как на нем, за редким исключением, отсутствуют программы поддержки конечного покупателя, а ставки будут оставаться на довольно высоком уровне — около 18%», — заключил банкир.

Авторы: СЕРГЕЙ АРТЕМОВ