Россияне стали меньше покупать. По данным Росстата, оборот розничной торговли в 2022 году составил 42,5 трлн руб., что на 6,7% ниже показателя 2021 года. Этот результат даже хуже прогноза Минэкономики, которое еще в сентябре предполагало снижение оборота розничной торговли на 6,1%.

«Сокращение оборота розничной торговли в 2022 году связано с двумя основными факторами, — объясняет председатель правления Российской ассоциации экспертов рынка ритейла (РАЭРР) Андрей Карпов. — Во-первых, снизились доходы населения, а потрясения прошлого года вызвали чувство неуверенности у людей, они старались скорее сберегать, чем потреблять. А во-вторых, на потребительской активности негативно сказался рост цен, который наблюдался практически по всем товарным группам. Граждане ушли в режим экономии, что особенно сильно сказывается на продажах непродовольственных товаров. Люди чаще отказываются от покупок вещей длительного пользования в пользу еды. Это подтверждается статистически — в 2022 году на еду и напитки пришлось 49,5% от всего оборота розничного рынка, что на 2,5% больше этого показателя в 2021 году, тогда было 47%. И хотя в процентах доля продовольственных товаров выросла, в денежном выражении фактическая выручка, по сравнению с 2021 годом, сократилась, потому что сократился общий объем товарооборота. А продажи непродовольственных товаров пострадали вдвойне — их доля сокращалась на сжимающемся рынке».

Доля ярмарок, рынков и торговых площадок выходного дня составила 4,6%, а организации, торговые сети и индивидуальные предприниматели получили львиную долю в 95,4%. Объемы продаж продовольственных товаров и промышленных были практически одинаковы — доля пищевых продуктов, включая напитки и табачные изделия, составила 49,5%, бытовой техники, средств гигиены, мебели, одежды и прочее — 50,5% (в 2021 году это соотношение составляло 47% и 53% соответственно).

Отдельно отмечена тенденция роста онлайн-торговли. В декабре 2022 года общая доля продаж через интернет составила 9,2%, что на 0,9% больше показателя декабря 2021 года. Крупнейшими площадками стали Ozon, Wildberries и «Ситилинк», в совокупности они заняли 39,4% этого рынка.