Траты россиян в прошедшие новогодние каникулы выросли на 45% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года. Денег в карманах у наших соотечественников, конечно, не прибавилось, поскольку примерно настолько же выросли розничные цены в магазинах за прошлый год. Это вам не данные Росстата с его долями процента и потребительской инфляцией. Ведь сам арсенал выпивок и закусок на новогоднем столе у нас мало изменился — в этом плане мы люди вполне консервативные. Салат оливье, селедка под шубой, рождественский гусь (это уже на любителя) способны пробить брешь в семейном бюджете в любое торжество.

Итак, по данным исследования, проведенного независимыми экспертами, в период с 1 по 8 января, то есть, только в первую неделю начала года, россияне потратили на продукты, развлечения и поездки 115 млрд рублей. Заметим — в первые семь дней года. Хотя в последние дни декабря россияне тоже штурмовали магазины в попытках что-нибудь прикупить к новогоднему столу.

Исследование показывает значительный рост затрат на продукты: в годовом выражении на целых 38%. На почетном втором месте находится оплата различных услуг — коммунальных, медицинских, транспортных и прочее. Они, по сравнению с минувшим годом, выросли более чем в два раза. При том, что в стране в пять раз сократились расходы на туристические поездки. В общей сложности этот сегмент составил 20 млрд рублей. Еще свыше 10 млрд рублей россияне потратили на обновление своего поизносившегося гардероба: одежду и обуви, что на 40% больше, чем год назад. Далее по списку: на 80% выросли расходы на топливо и аксессуары, на 63% — расходы на приобретение мебели и так далее, и тому подобное.

В общем и целом — ничего лишнего в эти праздничные дни россияне себе не позволяли, весь набор покупок зафиксирован в нашей потребительской корзине. И продукты, и услуги, и культурные развлечения. Потому, заверения наших регуляторов (Минфина, Минэкономразвития и Центробанка) о том, что в 2022 году рост цен в стране в среднем составил около 12% кажутся сомнительными.

С другой стороны, не может не радовать то обстоятельство, как граждане России приспосабливаются к экономическим невзгодам и умудряются-таки достойно выходить из положения.

Ведь по официальным данным, в I квартале 2022 года численность населения с доходами ниже границы бедности составила почти 21 миллион человек, а это 14,3% жителей страны. По данным ноябрьского (2022 года) опроса ВЦИОМ, падение реально располагаемых доходов в III квартале ускорилось с 0,8% до 3,2%, то есть, в четыре раза. Как можно объяснить такой парадокс? Когда и доходы падают, и цены растут, а мы без оглядки увеличиваем свои расходы?

«При всем уважении к русскому застолью не могу полностью согласиться с результатами этого исследования, — уверен доктор экономических наук Дмитрий Валигурский. — Непонятно, о каких товарных группах идет речь. Хлебобулочных, мясных, овощных или рыбных? Люди, совершая покупку, сегодня стараются оставить рубль назавтра или наоборот — прикупить что-то впрок, в «загашник». Понимают, что время сейчас нестабильное, ответственное. Действительно, закупки, связанные с новогодними праздниками, выросли, так всегда бывает, когда мы готовимся к праздникам. Но они увеличились на 10-15%, а не на 45%. Причем траты возросли на дешевые, социально-значимые товары, поскольку покупательная способность населения упала примерно на 30%».

В этой связи возникает закономерное предположение: во время новогодних праздников население закупало продукты в прицелом на будущие месяцы, когда Рождество останется в далеком прошлом, а кушать все-таки захочется.

Авторы: ВЛАДИМИР ЧУПРИН