Усиление санкционного давления на Россию привело к отказу ряда европейских потребителей от покупки «голубого топлива» в нашей стране. Разработанная в Брюсселе стратегия REPowerEU предполагает полный мораторий на поставки российских энергоресурсов. Но европейские политики в данном случае не учли главного свойства любого газа как агрегатного состояния вещества – его большую мобильность. По мнению авторов доклада «ИнфоТЭК-терминал» гендиректора аналитической компании Рустама Танкаева и заместителя гендиректора Института национальной энергетики Александра Фролова, меняющиеся условия, в которых роль ЕС как крупного покупателя «голубого топлива» снижается, толкают Россию к еще большей экономической интеграции на альтернативных рынках сбыта, в частности к сотрудничеству с Китаем, что приведет к укреплению позиций отечественных поставщиков на всем евразийском экономическом пространстве.

За последние четверть века мировая добыча природного газа выросла практически в два раза. За этот период падение производства наблюдалось лишь дважды — во время экономического кризиса 2008 года и в разгар пандемии коронавируса в 2020 году. Как правило, увеличение добычи опережало рост потребления «голубого топлива», а избыточное наращивание производства приводило к существенному падению стоимости энергоресурсов. Низкие цены, сложившиеся на рынке еще до начала пандемии, привели к сокращению инвестиционной активности в добывающей сфере, что дало о себе знать в 2021 году, когда потребление газа начало расти значительно быстрее добычи.

В настоящее время мировой рынок энергоносителей можно поделить на два составляющие — два традиционных блока, которые противостоят друг другу уже несколько десятилетий. Это Организация экономического сотрудничества и развития, представляющая во многом интересы США, и Организация стран экспортеров нефти, центр руководства которой находится в Саудовской Аравии. После заключения соглашения ОПЕК+ в 2016 году Россия упрочила свои позиции среди лидеров мировой добывающей отрасли, что позволило нашей стране принимать более активное участие в обсуждении будущего сырьевой промышленности планеты.

По объемам добычи газа эти группы равны и производят примерно по 38% всего «голубого топлива» в мире. Вместе с тем, по уровню потребления газа страны ОЭСР значительно опережают участников ОПЕК+: потребности первой группы требуют около 45% произведенных в мире энергоресурсов, тогда как вторая группа довольствуется 28% совокупной добычи. В результате блок ОЭСР является нетто-импортером газа, а блок ОПЕК+ в свою очередь можно причислить к нетто-экспортерам.

Даже период восстановления рынков, который последовал за коронакризисом 2020 года, не привел к принципиальным изменениям. Более того, стратегический курс Европы, одного из крупнейших потребителей сырья, на отказ от долгосрочных контрактов, который мог принести положительные результаты при избыточном предложении товара, сейчас грозит стать причиной еще большей необходимости континента в резком наращивании импорта углеводородов.

Рынок голубого топлива в Евросоюзе продолжает оставаться дефицитным и потребности в топливе возрастают с каждым днем. По данным газеты «Ведомости», с середины 1990-х годов европейский дефицит «голубого топлива» вырос почти в 2,5 раза. Хотя Евросоюзу удалось стабилизировать потребление газа, но справиться с падающей на глазах добычей не удалось: в 2019 году производство этих энергоносителей в ЕС сократилось почти на 11%, а в 2020 году — более чем на 25%. Даже Дания, до последнего момента остававшаяся единственным участником ЕС с положительным балансом газа, также стала нетто-импортером.

При этом, зависимость Европы от импорта «голубого топлива» в 2021 году, по данным Евростата, достигла 83%. Как отмечают авторы аналитического доклада «Инфотэк-терминала», удовлетворить свои энергетические потребности без поставок из России для стран континента окажется практически невозможно, поэтому европейские политики, заявляющие, что ЕС может обеспечить себя газом из других источников, видимо, просто не владеют информацией о запасах, добыче и поставках в мире. Только поставки сырья по трубопроводам обеспечивают «Газпрому» в среднем около 44% рынка «голубого топлива» ЕС, а с учетом поставок сжиженного сырья зависимость Европы от России приближается к 50%. Если этот наш газ изъять из энергетического баланса ЕС, то европейская экономика немедленно рухнет. «При наиболее радикальном развитии событий отказ от российских нефти, газа и угля приведет к двукратному падению потребления энергии на душу населения в Евросоюзе, жители будут вынуждены отказаться от современной промышленности, бытовой техники и личных автомобилей и вернутся в XIX век. Уровень жизни в ЕС будет соответствовать уровню центральноафриканских стран», — отмечается в докладе «Инфотэк-терминала».

В создавшейся ситуации эксперты советуют России обратить более пристальное внимание на государства Азиатско-Тихоокеанского региона, которые так же, как и европейские державы являются крупнейшими потребителями энергоресурсов в мире. Не в последнюю очередь за счет постоянно увеличивающегося спроса они смогли стать локомотивом формирования мирового рынка «голубого топлива».

Азиатские компании по праву считаются законодателями многих технологических новинок, в том числе и в добывающей сфере. Причем на первый план сейчас постепенно выходят проекты по производству сжиженного природного газа, который является эффективным инструментом для переброски крупных объемов топлива между рынками. Хотя полномасштабное развитие газового сегмента АТР началось позже европейского, к настоящему времени основная доля импортируемого азиатскими потребителями поступает именно в сжиженном виде. Объем трубопроводного экспорта также увеличивается, однако примерно в пять раз уступает поставкам СПГ. В 2021 году на долю Азиатско-Тихоокеанского региона пришлось 73% импорта сжиженного природного газа. Европа в свою очередь пока недостаточно продуктивно использует находящиеся в своем распоряжении терминалы для приема сжиженного газа. Как сообщает газета «Ведомости», при общей мощности регазификационной инфраструктуры ЕС в 250 млрд кубометров загруженность европейских СПГ-станций в 2021 году едва превысила 40%.

Со своей стороны рынок Азии в большей степени ориентируется на долгосрочные контракты с поставщиками газа, предпочитая использовать для ценообразования нефтяную привязку. В условиях кризиса, начавшегося в 2021 году, эти обстоятельства делают азиатский рынок более устойчивым, а средние цены — более низкими, нежели в Европе. Наиболее привлекательными странами на азиатском рынке газа являются Индия, Китай, Южная Корея и Япония.

В частности, спрос на «голубое топливо» в Индии в течение ближайших двух десятилетий может вырасти в три-четыре раза. Для достижения этой цели стране предстоит усовершенствовать систему распределительных сетей, расширить инфраструктуру для приема СПГ и решить проблему электрификации страны, поскольку более 200 млн жителей Индии по сей день не имеют доступа к электроэнергии.

Китай, лидирующий по уровню спроса на СПГ и увеличивший закупки этого сырья в прошлом году на 15%, не только является крупным производителем «голубого топлива», но демонстрирует устойчивый рост спроса на энергоресурсы. Предполагается, что в 2022 году газовое потребление в Поднебесной достигнет 400 млрд кубометров, увеличившись почти в два раза за последние шесть лет.

Рынки Южной Кореи и Японии, которые находятся в высочайшей зависимости от внешних поставок, хотя и не могут похвастаться значимыми изменениями, однако на протяжении многих лет отличаются завидной стабильностью и также являются основными потребителями сжиженного топлива.

Перечисленные страны должны вызвать наибольший интерес со стороны России, которая несмотря ни на какие санкции остается ведущим экспортером природного газа. Как отмечают авторы доклада «Инфотэк-терминала», в среднесрочной и долгосрочной перспективе ни одна мировая держава не может конкурировать на мировом рынке «голубого топлива» с Россией, которая также обладает широкими возможности по развитию производства и морской транспортировке сжиженного природного газа.

Сырьевой потенциал для реализации планов по экспансии в азиатском направлении у нашей страны существует. Доказанные запасы газа в России составляют 23,6% от всех мировых запасов и выработаны лишь на 34,7%. Это значит, что при полностью развитой труботранспортной системе и наличии рынков сбыта отечественные компании могли бы добывать 1,5 трлн кубометров газа в год. Формально такого объема хватит на 73 года, но фактически с учетом еще не разведанных ресурсов наша страна обеспечена газом более чем на 300 лет.

Если российское углеводородное сырье изъять из глобального энергетического баланса, то мировая экономика окажется в самом глубоком кризисе за всю историю нефтегазовой энергетики. Наша страна играет существенную роль и в сфере международных поставок угля, урана и других энергоносителей. Для многих европейских государств Россия как поставщик энергоресурсов является безальтернативной. Тем не менее, как подчеркивают авторы доклада «Инфотэк-терминала», если бы не существовало санкционного конфликта, газовые поставки из России в Евросоюз в 2022 году все равно постепенно сокращались. Спрос на континенте, который находится под чрезмерным давлением высоких цен, постепенно сокращается и предпосылок для его восстановления до окончания мирового энергетического кризиса не прослеживается. В этой связи для России будет целесообразно наладить тесные отношения с более надежными покупателями из числа крупных евразийских финансовых игроков.

Китай в рейтинге самых привлекательных и перспективных энергетических партнеров России стоит на первом месте. В Пекине осознают крайне важную роль нашей страны в обеспечении энергоресурсами Поднебесной. Во-первых, Россия граничит с наименее развитыми регионами Китая, в которых реализуется программа ускоренного экономического роста. Пекин увеличивает промышленный потенциал этих регионов, а с ним и энергопотребление. Во-вторых, Россия может помочь Китаю минимизировать риск морской энергетической блокады. Трубопроводные поставки повышают энергобезопасность при перспективном росте спроса на «голубое топливо» в Китае в объеме 150-200 млрд кубометров до 2035 года. Часть перспективного спроса может быть удовлетворена новыми российскими СПГ-проектами, реализуемыми в дальневосточном регионе.

Авторы: РОМАН НИКОЛАЕВ