Цена на газомоторное топливо бьет рекорды – с начала лета ценники переписываются едва ли не раз в неделю, и на сегодня стоимость литра газа на некоторых заправках вплотную приблизилась к цене бензина. Между тем именно стоимость голубого топлива напрямую влияет на цену такси, грузоперевозок и тарифы в общественном транспорте. Ждать ли очередного повышения тарифов?
Дешево и чистенько
Несколько лет подряд главным аргументом в пользу использования сжиженного газа и в автомобилях, и для бытовых нужд была его низкая, в сравнении с бензином, стоимость. Год назад пропан-бутан стоил примерно 16 рублей за литр, в то время как бензин обходился в 45-48 рублей. Занятые в грузоперевозках и пассажирском сообщении машины переделывались в многочисленных специализированных фирмах. И сейчас выяснилось - часть автовладельцев ошиблись.
Дело в том, что можно использовать разный газ - либо пропан-бутан (его также применяют в бытовых целях), либо метан. Метан считается экологичнее бензина, и во многих регионах страны – в частности, в Ленобласти – правительство субсидирует соответствующие конструктивные изменения. Размер субсидии для легкового автомобиля начинается от 27 тысяч рублей, для автобуса от 63 тысяч, а владелец грузового автомобиля может рассчитывать на 200 тысяч рублей. Стоимость переделки «легковушки» с бензина под метан в Петербурге составляет в среднем 38 тысяч рублей, получается, что власти готовы покрыть 60-70% затрат.
«В рамках антикризисных мер в прошлом году мы дали возможность бесплатно перевести свою технику на работу на компримированном природном газе в 22 регионах. Это как раз было в рамках поддержки среднего и малого предпринимательства», – рассказал генеральный директор «Газпром газомоторное топливо» Тимур Соин.
Довольны были не только коммерсанты. Свои средства экономили многочисленные дачники, жители отдаленных деревень и поселков Ленобласти, для которых низкая цена на метан означает, к примеру, и низкую стоимость билета на проезд. И именно метан - не дорожает.
Круче, чем морковка
А вот с пропаном и бутаном, которыми активно пользуется автовладельцы, а также жители частных домов, где применяются балоны с газом, всё обстоит гораздо хуже. В начале года литр стоил чуть более 20 рублей, а нынче в среднем – 35, но на некоторых заправках уже и выше 40. Баллон с газом для хозяйственных нужд, который еще в начале лета можно было заправить менее чем за 500 рублей, теперь стоит 750. Прыжок цен – на 60% и более. Так, пожалуй, не дорожала даже морковь. Почему сложилась такая ситуация? Ключевую роль в нынешнем подорожании сыграл пожар на заводе «Газпром добыча Уренгой», случившийся в ночь с 4 на 5 августа. В результате поставка газоконденсата с завода почти полностью остановилась.
«С апреля цены на газ на мировых биржах выросли на 50%, а зная склонность наших экспортеров выравнивать цены на внутреннем рынке в соответствии с внешним, не вижу в ситуации ничего удивительного. К тому же рынок газа менее зарегулирован государством, чем нефть, и здесь цены больше зависят от ситуации на рынке», – поясняет доцент департамента финансов ВШЭ СПб Юрий Ичкитидзе.
В такой ситуации водители начали отказываться от переоборудования своих автомобилей, и в специализированных фирмах царит уныние. Пугает рост цен на голубое топливо и пассажиров общественного транспорта. Ведь все последние годы на газ активно переходили перевозчики – к примеру, у одной из крупнейших компаний-перевозчиков Петербурга и Ленобласти «Питеравто» из 3 тысяч автобусов на газе работают более 800. Однако, как выясняется, пока для тревоги нет причин – в компании нам пояснили, что общественный транспорт в основном работает на том самом метане, который практически не вырос в цене, тогда как дорожают пропан и бутан. Поэтому на цене билета в автобусе скачки цен напрямую не отразятся.
Мнение эксперта: Стоит ли отказываться от бензина?
Автоэксперт портала «Колеса.ру» Борис Игнашин считает, что в нынешней ситуации стоит два раза подумать, прежде чем решаться вносить изменения в свой автомобиль.
«Поскольку сжиженный газ – попутный продукт добычи нефти, он долго оставался почти в два раза дешевле бензина. Более того, еще 10 лет назад для использования сжиженного газа в авто требовалась довольно простая топливная аппаратура. Однако картина изменилась: моторы стали сложнее, введены высокоточные системы управления двигателем. Сейчас некоторые новые моторы потребляют газа больше, чем бензина, на 30%.
Проблема в том, что настройщики просто не справляются с адаптацией системы управления двигателем – слишком она сложная и тонкая. Более того, по ощущениям, машина «хуже едет». Таким образом, если у вас обычный современный седан с небольшим мотором и пробег в год находится в пределах 15-30 тыс. км (современный мотор сам по себе расходует мало), усложнять жизнь себе ГБО смысла нет. Установка окупится, если речь идет, к примеру, о такси, которое наезжает 60 тыс. км в год, или мощном внедорожнике с огромным расходом топлива в городском цикле».
- Главная
- →
- Выпуски
- →
- Экономика и финансы
- →
- Аналитика и прогнозы
- →
- Почему цена на газ взлетела?
Аналитика и прогнозы
Группы по теме:
Популярные группы
- Рукоделие
- Мир искусства, творчества и красоты
- Учимся работать в компьютерных программах
- Учимся дома делать все сами
- Методы привлечения денег и удачи и реализации желаний
- Здоровье без врачей и лекарств
- 1000 идей со всего мира
- Полезные сервисы и программы для начинающих пользователей
- Хобби
- Подарки, сувениры, антиквариат