В заседании Экономического совета при президенте России до конца 2016 года нет смысла: не готова программа реформ, которую разрабатывает Центр стратегических разработок (ЦСР) под руководством Алексея Кудрина. Первый «прототип» программы можно ожидать только через два-три месяца. Пока неясно, какие из многочисленных «программных» заявлений экс-министра финансов войдут в этот документ.

Очередное заседание Экономического совета при президенте России Владимире Путине, скорее всего, не состоится до конца 2016 года, сообщил «Газете.Ru» помощник президента Андрей Белоусов. По его словам, зампредседателя совета и председатель совета фонда ЦСР России Алексей Кудрин, который занимается подготовкой стратегии, пока ее не представил.

«Экономический совет при президенте состоится, когда будет готова повестка у главы Центра стратегических разработок Алексея Кудрина. Мы с ним договорились, я думаю, до конца года», — сказал он.

Белоусов пояснил, что собирать заседание имеет смысл, когда появится предмет разговора, так как у президента весьма плотный график.

«Не уверен, что в этом году мы проведем экономический совет, потому что, во-первых, у президента очень плотный график. А во-вторых, у нас еще запланирован совет по приоритетным проектам, где планируются к рассмотрению вопросы экологии, поддержки экспорта и финансового обеспечения всех проектов», — добавил он.

Стоит отметить, что срок представления программы, которую готовит ЦСР, — середина следующего года. В настоящее время документ еще не готов, рабочие группы, созданные при Экономическом совете при президенте, и эксперты фонда обсуждают и готовят свои предложения. ЦСР также проводит в регионах выездные рабочие сессии и «круглые столы» под общим названием «Вглядываясь в будущее. Какой будет Россия через 10 лет».

Павел Кадочников, президент ЦСР, в беседе с корреспондентом «Газеты.Ru» на инвестиционном форуме в Сочи говорил, что «прототип» программы должен быть готов к началу следующего года.

В свою очередь, Алексей Кудрин регулярно выступает с «программными» заявлениями. Например, недавно призвал снизить долю государства в экономике, «уйти от регулируемых цен во многих сферах постепенно, через какой-то плановый механизм».

«Нужно уйти в течение ближайших десяти лет из целого ряда сфер, в том числе [избавиться] от государственной исключительности на отдельные объекты: добычи, инфраструктуры», — сказал он на конференции «Антимонопольное регулирование в России».

По мнению Кудрина, «нужно менять политику в отношении госсектора, реформировать ситуацию с госкомпаниями, госмонополиями».

А на заседании дискуссионного клуба «Валдай» он вновь затронул тему о необходимости пролонгации сроков майских указов Владимира Путина, которые предполагают поэтапное повышение зарплат отдельным категориям бюджетников.

«У меня не было возможности [донести идею пролонгации реализации майских указов до президента], но мою позицию я сейчас оформляю в цифры и доведу до конкретных министерств», — сказал Кудрин.

Найдут ли эти и другие заявления экс-министра финансов отражение в готовящейся программе, пока неясно. Павел Кадочников отмечает, что на выходе должен получиться рабочий документ, а не набор лозунгов.

«Мы строим нашу работу не на каких-то идеологических или политических принципах, а по принципу рациональности и практических действий. У нас отличный контакт с правительством и ведомствами, мы работаем вместе, чтобы на выходе получить набор практических действий», — говорит президент ЦСР.

Программа будет рассчитана на 2018–2024 годы, но «поскольку ясно, что мы не все сможем сделать за этот период, мы предполагаем второй горизонт планирования — 2035 год».

В информсообщениях ЦСР программа уже пару месяцев фигурирует как «Стратегия 18-24-35». Предыдущая программа для Владимира Путина, которую делали к выборам 2012 года эксперты во главе с ректором ВШЭ Ярословом Кузьминовым и ректором РАНХиГС Владимиром Мау, носила похожее цифровое название — «Стратегия 2020».

Судьба у «Стратегии 2020» была печальной — документ получился слишком большим и абсолютно нетехнологичным. И вместо него появились программные статьи Владимира Путина, которые затем превратились в те самые майские указы.

В принципе, правительство во главе с Дмитрием Медведевым уже подстраховалось на случай, если Кудрин и его эксперты сделают что-то не слишком впечатляющее. В этом году очень быстрыми темпами была разработана и принята концепция приоритетных проектов, охватывающих большинство ключевых сфер — образование, здравоохранение, жилищное строительство и пр.

Приоритетными проектами занимается созданный в этом году совет при президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам и специальный «проектный офис» правительства. Президиум совета во главе с Дмитрием Медведевым заседает регулярно (например, в октябре он собирался четыре раза), рассматривает и утверждает паспорта проектов. На их реализацию в федеральном бюджете на 2017 год предполагается заложить около 150 млрд руб.

Очевидно, что «приоритетные проекты» с добавлением некоторого количества программных статей достаточно легко могут заменить «Стратегию 18-24-35». Тем более что избиратель голосует лично за Владимира Путина, а не за его программу. Впрочем, стоит дождаться первой презентации кудринской программы и тогда уже делать какие-то выводы.