Скандал с «испорченной» российской нефтью, который стал причиной частичной остановки экспорта сырья и грозит нашей стране миллиардными штрафами, вскрыл другую масштабную проблему, существующую в отечественной трубопроводной отрасли. Оказывается, поставки энергоресурсов за рубеж, приносящие в нашу федеральную казну более половины доходов, в любой момент рискуют попасть под прицел какого-либо «диверсанта», который по своей прихоти может с легкостью испортить репутацию государства на международном уровне, не говоря уже о внушительных финансовых санкциях. Сейчас шумные дискуссии вокруг «грязной нефти» постепенно исчезают с первых полос СМИ — Россия восстановила экспорт отвечающего нормам сырья, а другие заинтересованные стороны подсчитывают убытки, которые придется возместить «Траснефти». Однако болезнь, которую диагностировал этот инцидент, осталась — контроль сохранности и надежности экспорта российского «черного золота» ведется из рук вон плохо, и от повторения внештатной ситуации никто не застрахован.

Как «испорченная нефть» попала в магистральный трубопровод окончательно стало понятно 7 мая, когда министр энергетики РФ Александр Новак заявил, что «Транснефть» начала контролировать содержание хлорорганических соединений, которые и стали причиной снижение качества сырья, на ежедневной основе. До последнего времени в таком режиме «Транснефть» отслеживала только основные параметры нефти на своих узлах приема — плотность, содержание серы и сероводорода, механических примесей и воды, что обеспечивало попадание в систему подготовленного сырья. В свою очередь, процедура по проверке хлорорганики повторялась один раз в 10 дней. Как отмечают отраслевые специалисты, такой длительный интервал проверок, содержащийся в нормативе, для любого желающего фактически открывал возможность для загрязнения магистральной нефтепроводной системы излишними элементами хлорорганики.

Почти за два десятилетия существования таких уязвимых и несовершенных правил охраны трубопроводов инцидентов с подобного характера масштабами и последствиями пока не встречалось. В результате «Транснефть», отвечающая за последствия несовершенства действующих стандартов, расслабилась и перестала проявлять заметные инициативы по совершенствованию эксплуатации магистральной нефтепроводной системы. Стоить отметить, что именно на этом недостатке заострил внимание президент Владимир Путин во время обсуждения с руководителем государственной корпорации Николаем Токаревым ситуации вокруг испорченного «черного золота».

Представители «Транснефти» возлагают часть вины за нарушение требований по качеству российских экспортных углеводородов на частные структуры, обладающие доступом к нефтетранспортным магистралям. «Из официальных источников мы слышим информацию о хищениях — якобы за счет большого количества загрязненной нефти, закаченного в систему «Транснефти», некая организованная преступная группа пыталась заместить объемы украденных качественных углеводородов», — отмечает ЗАО «ИнфоТЭК-Терминал» Рустам Танкаев.

Такая версия не лишена логики. «Во время строительства трубопроводной системы «Восточная Сибирь - Тихий океан» был допущен очень большой перерасход средств. В том числе, на территории, где проходит нефтепровод, пришлось полностью создавать всю необходимую инфраструктуру — укладывать дороги, возводить населенные пункты, медицинские и образовательные учреждения», — рассказывает генеральный директор ЗАО «ИнфоТЭК-Терминал» Рустам Танкаев. — Частный капитал был допущен не только к созданию инфраструктуры, но и в систему узлов учета «Транснефти», то есть в область приема нефти и контроля качества». Частные перевалочные узлы, как отмечают представители отрасли, присутствуют фактически во всей системе отечественных магистральных трубопроводов — всего их насчитывается около 150 единиц.

Вместе с тем, механизм измерения количества и качества сырья всегда оставался подконтрольным непосредственно монополии, поэтому сдать нефть в систему без ее поверки по всем необходимым параметрам было невозможно. «Поскольку сырье было принято в систему «Транснефти», компания взяла на себя обязательства как по поставкам сырья, так и по его качеству. Отвечать и платить неустойку придется государственному холдингу», — уверен Танкаев.

Сомнительным также выглядит и объем нефти, которые неизвестные мошенники якобы впустили в магистральную систему — 5 млн тонн. Это сопоставимо с годовой добычей вполне приличного месторождения. Закачать такое количество некондиционного сырья в трубопроводы без ведома компании, осуществляющей контроль над ними, практически исключено.

Попадание контрафакта в «трубу» «Транснефти» действительно время от времени происходит. Компания всегда рапортует, что в самые сжатые сроки реагирует на происшествия и оперативно исправляет проблемы. Например, в 2017 году «Транснефть» приостановила прием нефти в систему магистральных нефтепроводов в порту Махачкалы в связи с тем, что в сырье, поступающем через терминал компании «Дагнефтепродукт», было обнаружено повышенное содержание воды. Однако в том случае речь шла о нескольких десятках тонн. На то, чтобы закачать в магистральную трубопроводную систему 5 млн тонн, потребуется годы. Довольно странно, что в течение такого продолжительного времени сотрудники государственной монополии смотрели сквозь пальцы на столь явные и открытые махинации.

В пользу неквалифицированной работы персонала «Транснефти» свидетельствует косвенно еще один факт. По данным социальных сетей, «испорченная нефть» попала в систему монополии через узел слива и компаундирования нефти в селе Николаевка Самарской области. Этот злополучный узел слива сырья построила в свое время группа компаний «Петронефть», до 2018 года принадлежавшая бизнесмену Роману Трушеву. По его словам, местная фирма «Нефтеперевалка», которая использует узел на условиях лизинга, поставляла зачастую не более 25-30 тыс. тонн нефти в месяц — объемы, не сопоставимые с заявленными количествами «испорченной нефти».

Между тем, на слуху еще одна версия, в соответствие с которой сырье было загрязнено на другом узле, расположенном в Самарской области недалеко от населенного пункта Лопатино. Этот узел является одним из крупнейших на своем отрезке нефтепровода «Дружба». Его пропускная способность гораздо выше, чем у аналога в селе Николаевка, что позволяет транспортным операторам работать в этом месте со значительными объемами «черного золота». Но, если нарушения были совершены действительно на узле «Лопатино», то, очевидно, что взваливая вину за «испорченное» сырье на частные предприятия, глава «Транснефти» Николай Токарев вводит в заблуждение президента Владимира Путина, фактически умалчивая о промахах собственной компании.

Несмотря на то, что в истории с «грязной» российской нефти, которая привела к приостановке работы одной из главных нефтяных артерий, связывающей Россию с Европой, уже появились первые задержанные, эксперты уверены, что реальные виновные в этом скандале вряд ли понесут наказание. Государственные ведомства вновь будут поступательно перекладывать ответственность на плечи друг друга, тогда как «Транснефть», скорее всего, продолжит гнуть избранную линию и обвинять в своих недостатках неизвестные частные структуры.

Вместе с тем, самое печальное, что можно было наблюдать в истории с испорченной нефтью, это не привычная демонстрация всеми заинтересованными сторонами сомнительных попыток найти «стрелочника», на которого можно было бы безболезненно для собственной репутации и карьеры возложить вину, а полную уязвимость системы «Транснефти», которая основывается на устаревших нормативах проверки качества сырья. Кардинально исправить ситуацию, чтобы полностью исключить подобные неприятные инциденты в будущем, государственная монополия пока не торопится. В этой связи, поставки энергоресурсов за рубеж, приносящие в нашу федеральную казну более половины доходов России, продолжают оставаться под прицелом разного рода «диверсантов», которые по своей прихоти могут с легкостью испортить репутацию государства на международном уровне и подвергнуть страну внушительными финансовыми санкциями.

Роман Николаев