Россияне до сих пор не оправились от удара последнего кризиса. Предвыборное повышение зарплат в прошлом году исчерпало свое влияние на общую картину. Что может стать новым драйвером для роста реальных доходов населения?

Потребительская активность в России остается слабой. Розничный товарооборот по итогам 2018 года оказался ниже докризисного уровня на 10,8%. Снижение покупательной способности после 2014 года было настолько сильным, что в 2015-2017 годах впервые за десять лет расходы на питание населения превышали затраты на непродовольственные товары. В предыдущие периоды потребительского бума (2000-2008 и 2010-2014 годы) именно рост потребления непродовольственных товаров был основным драйвером увеличения потребительской активности в целом.

Таким образом, спрос на непродовольственные товары перестал делать погоду в розничной торговле, а индекс потребительской уверенности упал до минимума с 2016 года в результате повышения НДС и ослабления национальной валюты.

График 1. Продовольствие снова стало доминировать в структуре расходов населения



Восстановление потребительской активности идет гораздо медленнее, чем после кризиса 2009 года, несмотря на сильную динамику роста заработных плат, зафиксированную официальной статистикой. Это связано с падающими пятый год подряд реальными доходами населения, которые сокращаются на фоне снижения доходов от предпринимательской деятельности, от собственности и процентов по вкладам, а также в связи с увеличением обязательных платежей (в частности, налогов).

Падение реальных располагаемых доходов было частично компенсировано резким ускорением розничного кредитования, темпы прироста которого, по данным ЦБ, исчисляются двузначными цифрами с 2017 года. В результате в 2018 году объем новых привлеченных потребительских кредитов впервые с 2013 года превысил стоимость обслуживания существующих обязательств для населения. Рост розничного кредитования предотвратил более сильный спад потребительской активности, но был недостаточным для уверенного восстановления потребления. И хотя долговая нагрузка пока остается приемлемой и еще далека от пиковых значений 2014 года, существуют риски ее роста, если активное наращивание кредитов продолжится при слабой динамике собственных доходов населения.

Реакция показателей потребления на повышение НДС пока остается умеренной, а эффект от повышения этого налога в России может отличаться от международного опыта. Недавние примеры повышения НДС в Германии (в 2007 году с 16% до 19%) и Японии (в 2014 году с 5% до 8%) показывают, что ожидания роста этого налога, как правило, приводят к опережающему росту потребления непродовольственных товаров в преддверии увеличения налоговой нагрузки с последующим замедлением потребительской активности в этом сегменте на срок до двух лет.

В России подобные эффекты пока проявляются слабо: опережающий рост потребления непродовольственных товаров был минимальным. Специфика российской реакции на повышение НДС может быть связана со слабой динамикой доходов, из-за которой население могло предпочесть не передвигать покупки непродовольственных товаров на более ранний срок, а совсем отказаться от некоторых из них.

График 2. В России не произошел опережающий рост потребления в преддверии повышения НДС



К долгосрочным факторам, ограничивающим потенциал потребительской активности, можно отнести старение населения, а также высокий уровень неравенства и возросший уровень бедности. Степень неравенства в России несколько снизилась в посткризисный период — соотношение средней заработной платы 10% наиболее и наименее высокооплачиваемых работников сократилось с 15,8 раза в 2013 году до 14,1 раза в 2017 году, но на 20% населения с максимальным доходом по-прежнему приходится около 40% всех потребительских расходов. Кроме того, структура потребительских расходов весьма сильно различается в зависимости от уровня дохода: лишь у 30% населения расходы на питание и ЖКХ заметно меньше 50%.

Другим фактором, который может ограничить потребительскую активность в России и изменить структуру потребления, является старение населения. Демографический прогноз Росстата до 2035 года предполагает, что доля россиян старше трудоспособного возраста в совокупном населении страны возрастет с 25,4% в 2018 году до 30,1% к 2036 году. Экономические исследования (Melanie Luhrmann, 2005 год; Stover, 2012 год; Mao and Xu, 2014 год) о влиянии демографии на потребительскую активность на примере различных стран показывают, что рост доли пожилого населения может снижать общую потребительскую активность в стране, создавая при этом дополнительный спрос на медицинские услуги и фармацевтическую продукцию.

С учетом завершения предвыборного цикла повышения заработных плат, предстоящего снижения процентных ставок по вкладам и вероятного дальнейшего роста имущественных налогов реальные располагаемые доходы, а с ними и потребительская активность будут восстанавливаться крайне медленно. Кроме того, учитывая внимание ЦБ к тенденциям в потребительском кредитовании и меры регулятора по предотвращению возникновения пузырей на этом рынке, потребление вряд ли получит существенные стимулы в ближайшем будущем. В результате выход на докризисный уровень может произойти лишь к 2021-2022 годам.

График 3. Индекс потребительской уверенности резко сократился