«Нам нужна новая экономика», – заявил премьер Владимир Путин в своей очередной программной статье в газете «Ведомости». Новая – то есть диверсифицированная, конкурентоспособная, эффективная, энергоемкая, стабильно растущая, привлекательная для бизнеса и инвесторов. Это экономика, предполагающая среди прочего «определенный налоговый маневр».

Владимир Путин предлагает повысить с 2013 года налоги «на престижное потребление» – на дорогую недвижимость, люксовые товары, алкоголь и табак. Этот тезис полностью противоречит как прошлым заявлениям самого премьера, так и деятельности профильных ведомств. Более того, предпринимателям, которые ждали снижения налогов для высокотехнологичного и производственного бизнеса, придется, видимо, распрощаться со своими надеждами.

С одной стороны, Владимир Путин назвал налоговый режим в РФ «в целом конкурентоспособным». Так, премьер уверен, что Россия проигрывает конкуренцию юрисдикций не из-за налогов или законодательства, а из-за непрозрачности госуправления. Но, с другой стороны, нет предела совершенству. «Мы не будем увеличивать налоговую нагрузку на несырьевые сектора – это противоречит всей нашей политике диверсификации экономики. Но у нас есть резерв роста налоговых доходов по ряду направлений: дорогая недвижимость, потребление люксовых товаров, алкоголя, табака, сбор рентных платежей в тех секторах, где он пока занижен. Прежде всего – то, что называется дополнительным налогом на богатство, а точнее на престижное потребление, – описывает Путин суть налогового маневра. – Основные решения должны быть приняты уже в этом году, с тем чтобы со следующего года владельцы дорогих домов и машин платили повышенные ставки налогов. При этом важно не увлекаться, чтобы под эти меры не попали представители среднего класса».

О необходимости налогового маневра премьер заговорил не в первый раз. Он уже поднимал эту тему ранее – в конце 2011 года на съезде «Деловой России» – и давал потом поручение профильным ведомствам разработать и просчитать конкретные предложения по совершенствованию налоговой системы РФ. К 15 февраля этого года министерства должны представить правительству свои наработки. Однако чем дольше чиновники говорят о налоговом маневре, тем больше возникает в их заявлениях противоречий. Вся деятельность существующего правительства полностью исключает реализацию перечисленных премьером налоговых мер. Более того, и сам премьер начинает уже себе противоречить.

В частности, на съезде «Деловой России» в прошлом году, когда бизнесмены предложили правительству повысить акцизы на дорогой алкоголь и табак, Путин дал им понять, что не в акцизах надо искать источники дополнительных доходов. «Все привязались к этим акцизам! Ну мы тогда водку в пять раз увеличим сразу, понимаете? Это невозможно просто. Или на сигареты стоимость вырастет в 10 раз. Но это невозможно!» – заявил Путин. И добавил, что повышенные акцизы даже опасны, они вынудят людей варить самогон или пить вредный денатурат. «Это такая тонкая сфера, понимаете, мы с вами вместе должны реально все это просчитать и слышать друг друга», – сказал премьер.

Еще один интересный нюанс налогового маневра – премьер призывает оптимизировать налоги, чтобы простимулировать развитие высокотехнологичного и производственного бизнеса в России и привлечь туда инвестиции, но нигде ни о каком налоговом послаблении, о снижении налогов для обрабатывающей промышленности и инновационных отраслей он напрямую не говорит. Он лишь обещает, что рост налоговой нагрузки не затронет несырьевой сектор. После встречи Путина с бизнесменами во многих участниках рынка зародилась надежда, что фискальные дисбалансы, когда налоговая нагрузка на производство машин и строительство достигает, по данным правительства, 11%, а на производство нефтепродуктов – 5%, будут преодолены за счет снижения налогов для сложных производств. Но эти надежды не оправдались.

Неоднозначная ситуация складывается и с новым налогом на недвижимость. Ведомство Эльвиры Набиуллиной фактически отложило введение этого налога на более поздний срок, потому что механизмов сбора данного налога в стране фактически нет. «Кадастровая оценка завершилась только в 12 регионах. Даже если все оставшиеся регионы за будущий год завершат кадастровую оценку, как предполагает Минэкономразвития, то введение налога по рыночной стоимости потребует дополнительного времени», – комментирует ситуацию гендиректор компании «2К Аудит – Деловые консультации/Морисон Интернешнл» Тамара Касьянова. «За такой короткий срок это сделать невозможно. А если даже оценка и будет проведена на скорую руку, то как итог – наши суды будут завалены исками, в которых граждане будут оспаривать назначенную для их недвижимости рыночную стоимость», – соглашается руководитель юридического департамента компании Penny Lane Realty Сергей Поправка. Кроме того, не совсем ясно, как организовывать налогообложение таких объектов, как, например, скандально известный спортивно-оздоровительный комплекс «Остров фантазий», среди жителей которого – министры Татьяна Голикова и Виктор Христенко, а также авторитетный предприниматель Умар Джабраилов. Пока в стране цветет пышным цветом коррупция, всегда найдутся лазейки для уклонения от налогов, считают эксперты.

Налог на люксовые товары, или, другими словами, налог на роскошь (на дорогие автомобили, яхты и т.п.), в глазах самих же чиновников тоже не панацея. «Я не думаю, что введение налога на роскошь существенно увеличит доходы бюджета, больше затратим на администрирование», – говорил еще в 2010 году директор департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Илья Трунин. Что именно считать роскошью – на этот вопрос чиновники до сих пор не могут найти точного ответа. И их поиски ответа усложнятся теперь еще больше, ведь Путин предупредил, что налоговое ужесточение не должно ударить по среднему классу. К слову, четкого определения российского среднего класса в экспертной среде тоже до сих пор нет. «Налог на роскошь непосредственно коснется чиновников, у которых в собственности много дорогих и роскошных предметов. Вряд ли они будут активно выступать за то, чтобы быстрее ввести этот налог», – добавляет Тамара Касьянова.

Многие эксперты увидели в противоречивых налоговых инициативах премьера предвыборную спешку на фоне протестных настроений населения и попытку укрепить к себе интерес определенной категории электората – рабочих с относительно низким уровнем дохода. «Для них может быть привлекательна идея небольшого раскулачивания богачей», – считает председатель правления ФлексБанка Марина Мишурис. Но, продолжают эксперты, под этой отвлекающей внимание упаковкой стране фактически преподносится очередное ужесточение налогового бремени, которое на самом деле коснется не избранных, а многих. Ведь по большому счету к люксовым товарам, престижному потреблению и роскоши при желании можно отнести все, что угодно, да и понятие «дорогая недвижимость» тоже довольно расплывчато. Тем самым налоговый маневр премьера эксперты оценили как очередной предвыборный финт ушами.

Анастасия Башкатова