Не спрогнозированы экономические последствия от фискальной новации
На россиян неотвратимо надвигается налог на недвижимость, который заменит земельный и имущественный налоги в 2013 году. Фискальная новация ударит по тем малообеспеченным гражданам, которые невольно оказались владельцами дорогих объектов недвижимости. Жертвами налога могут стать, например, пенсионеры, проживающие в центре российских городов. Богатые же россияне вполне смогут освободиться от обременительных поборов – «договорившись» с местной администрацией. Чиновники, похоже, еще не осознали, какими опасностями грозит введение спорного налога.
Правительство РФ настаивает на скорейшем введении в России единого налога на недвижимость, который заменит собой земельный и имущественный налоги.
Настаивает вот уже 10 лет. Один из последних озвученных сроков введения фискальной новации – 1 января 2013 года. О налоге на недвижимость заговорили в начале нулевых годов. Предполагалось ввести в стране единый налог на объект недвижимости, который будет обязателен как для физических, так и для юридических лиц. Он должен устанавливаться на основе кадастровой (фактически рыночной) стоимости недвижимости и уплачиваться в местные бюджеты. Власти рассматривают этот налог как один из главных источников самофинансирования муниципалитетов. Налог снимет с федерального Центра часть бюджетной ответственности за местный уровень. В 2001 году Минфин разработал инициативу по введению такого налога. В 2004 году Госдума приняла в первом чтении законопроект с налоговой новацией, но дальше дело не пошло, все застопорилось – в том числе потому, что власти не хотели неприятным налогом разбудить в народе протестный пыл. Весной 2009 года премьер-министр Владимир Путин сказал, что с 2010 года нужно снова активизировать работу над введением единого налога на недвижимость. Поддерживал эту идею и президент Дмитрий Медведев.
В сентябре 2011 года на очередном съезде партии «Единая Россия» Путин сообщил, что для социальной справедливости необходимо взимать повышенные налоги с более обеспеченных граждан. В числе таких налогов Путин назвал таинственные «налоги на потребление, недвижимость и имущество». Тем самым стало ясно, что правительство не отказалось от фискальных новаций, просто оно выжидает. Путин находится в непростой ситуации: налог на недвижимость грозит ростом социальной напряженности, но и в очередной раз откладывать его введение нельзя, ведь тогда власти подпишутся в собственной несостоятельности. В ноябре этого года замдиректора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Сергей Разгулин сообщил, что налог на недвижимость может появиться уже в 2013 году в 12 регионах России, на всей территории страны – в 2014 году.
Однако для введения налога на недвижимость нет самого главного – полноценного, всеобщего кадастра, то есть первичной информации о том, какая вообще есть в стране недвижимость и сколько она стоит. Об этом уже не раз говорили разработчики «Стратегии-2020» и даже представители государственных организаций. В частности, директор Центра макроэкономических исследований Сбербанка Ксения Юдаева ранее указывала, что сейчас целые поселки нигде не регистрируются, на бумаге они не существуют, их никак нельзя проконтролировать.
Вчера представители Торговой промышленной палаты (ТПП), организации «Деловая Россия» и Института экономики недвижимости Высшей школы экономики (ВШЭ) выступили в Москве с предостережением: в таких условиях вводить налог на недвижимость в России не просто еще рано, но даже опасно. Председатель комитета ТПП по предпринимательству Олег Скуфинский перечислил целое множество до сих пор нерешенных – системных – проблем. Все еще нет ясности, существует ли в принципе единый объект недвижимости. Власти так и не продумали этапы введения нового налога. Не спрогнозированы экономические последствия от фискальной новации. Отсутствует детализация льготных режимов, ставок и шкалы. Нет ответа на вопрос, как новый налог будет сочетаться с платой за коммунальные услуги, предполагается ли после его введения реформировать налоги на доходы физических лиц и на прибыль.
Но непродуманность формальных процедур – лишь полбеды. В стране не разграничена государственная собственность, между субъектами и муниципалитетами. Как сообщил Скуфинский, сейчас около 97,2% площади РФ – это площадь федеральных земель и только 2,1% – площадь субъектов, а 0,7% – площадь муниципалитетов. Муниципалитеты в большинстве своем не имеют необходимой документации территориального планирования. Из 25 тыс. всех муниципальных образований в России более чем у 22 тыс. нет ни правил землепользования, ни генеральных планов. А ведь именно эта документация становится основой кадастра. Нет однозначной и полной классификации объектов недвижимости как в жилом, так и нежилом фонде. Если огрублять, то сейчас в разной документации одно и то же строение может выступать и как сарай, и как коттедж.
В стране до сих пор не появилось полноценного фонда данных по кадастровой оценке объектов недвижимости. Оценка объектов, которую заказывают сами органы власти, часто непрозрачна. Как вчера сообщил Скуфинский, для выявления рыночной стоимости нужна хоть какая-то база для сравнения. Например, нужны данные по инвентаризационной стоимости недвижимости – этот тот минимум, от которого можно дальше рассчитывать рыночную стоимость. Анализ, проведенный специалистами ТПП и ВШЭ, показал, что в некоторых регионах по большинству объектов недвижимости вообще нет никакой статистики стоимости. В Башкортостане и Ростовской области инвентаризационная стоимость установлена лишь для 7–8% объектов, в Краснодарском крае и Тверской области – для 14–15%, в Красноярском крае – для 20%, а, допустим, в Татарстане, Калужской и Калининградской областях – для 50%. Разная выборка приведет к разной стоимости объектов, а значит, и к разному размеру налога. Ведь получается, что во многих муниципалитетах рыночная стоимость будет зависеть от воли и квалификации местных администраций, от их умения оценивать квартиры, дачи или предприятия на глазок. Помимо базы для сравнения в стране нет также универсальной методологии для определения рыночной стоимости на основе инвентаризационной. Между муниципалитетами, местными органами власти отсутствуют взаимодействие и коммуникация.
Все это обернется серьезными региональными и муниципальными диспропорциями. И даже – ростом социальной напряженности. Может кончиться тем, что жители одного региона в стране и даже одного района в городе будут платить за свою квартиру значительно больше, чем жители другого региона или района. Небольшая иллюстрация: по расчетам экономистов, средний размер налога за один объект недвижимости может составить в Башкортостане около 600 руб. в год, в Тверской области – более 1,5 тыс. руб. в год, а, например, в Иркутской области – около 4 тыс. руб. в год.
В итоге идея социальной справедливости терпит крах, а борьба с коррупцией усложняется. Условно говоря, пенсионер, которому не посчастливилось жить в квартире в центре города, будет вынужден платить высокий налог на недвижимость. Если же он бойкотирует налог, то ему придется либо менять место жительства, либо выселяться фактически на улицу. В то же время обладатели высоких и сверхвысоких доходов – например, предприниматели или чиновники – всегда смогут «договориться» об индивидуальных льготных режимах с местными администрациями. Такое есть и сейчас. Скуфинский привел в качестве примера один пивоваренный завод, который «каким-то образом» смог полностью избежать уплаты имущественного налога.
Еще меньше ясности с так называемым вычетом – той площадью, которая не будет облагаться налогом на недвижимость. Пока что говорится о вычете 55 кв. м в квартирах и 6 соток земельного участка. Однако, во-первых, судя по всему, эти цифры не окончательны. Во-вторых, установив тот или иной вычет, местные власти начнут в ответ повышать ставку налога. Никто не мешает муниципалитету назначить максимальную ставку из возможных.
Чиновники профильных ведомств вчера косвенно признали, что все перечисленные проблемы действительно существуют и требуют разрешения. Замруководителя Федеральной налоговой службы Светлана Бондарчук сообщила, что налог на недвижимость может стать существенным бременем для гражданина. Бондарчук сказала, что кадастровый вид стоимости – особый экономический показатель, который учитывает все рыночные тенденции. Для облегчения нагрузки на собственников лучше всего ввести плоскую шкалу налогообложения. Потому что если недвижимость будет облагаться, например, по прогрессивной шкале и с максимальной ставкой в 2% (как сейчас облагается имущество), то тогда за самую скромную квартиру стоимостью 5 млн. руб. гражданин должен будет платить ежегодно 100 тыс. руб. налога. Замруководители Росреестра Вадим Андропов согласился, что кадастр действительно не полон, не совершенен, содержит в себе много так называемой нечистой информации. Но иного документа у страны все равно нет. Однако начальник отдела нормативного регулирования оценочной деятельности Минэкономразвития Владислав Федотов, в свою очередь, сообщил, что в целом система для введения налога на недвижимость в России создана, она понятна, в той или иной степени полноценна, хотя, конечно, ее можно совершенствовать и дальше.
- Главная
- →
- Выпуски
- →
- Экономика и финансы
- →
- Аналитика и прогнозы
- →
- Рванет, как бомба
Аналитика и прогнозы
Группы по теме:
Популярные группы
- Рукоделие
- Мир искусства, творчества и красоты
- Учимся работать в компьютерных программах
- Учимся дома делать все сами
- Методы привлечения денег и удачи и реализации желаний
- Здоровье без врачей и лекарств
- 1000 идей со всего мира
- Полезные сервисы и программы для начинающих пользователей
- Хобби
- Подарки, сувениры, антиквариат