Правительство Белоруссии пытается вытащить из кризиса экономику страны и спасти режим с помощью внешних кредитов

4 июня антикризисный фонд ЕврАзЭс, на три четверти принадлежащий России, согласился дать Минску кредит в 3 млрд долларов на три года. Но этого мало при таком глубоком кризисе. Большую сумму (до 8 млрд), но на тех же условиях, белорусское правительство рассчитывает взять на Западе. Оно обратилось к Международному валютному фонду, который фактически контролируют США и другие западные державы. Эксперты фонда прибыли в Минск, чтобы к 14 июня оценить ситуацию и составить предложения.

У Белоруссии есть все формальные права, чтобы воспользоваться стабилизационной антикризисной поддержкой международных финансовых институтов. Но вот беда: на Западе после известных декабрьских событий прошлого года Лукашенко окончательно утвердился в звании «последнего диктатора Европы», врага демократии и основных европейских ценностей. И обращение Минска за новым кредитом МВФ — это признак «полного краха» белорусской экономики. При этом деньги могут быть предоставлены только в обмен на политические перемены, написал в Твиттере министр иностранных дел Швеции Карл Бильдт. МВФ, как и другие инструменты Бреттон-Вудской системы, создан после Второй мировой войны для поддержки либеральной рыночной модели мировой экономики в противовес государственно-социалистической. Которую, собственно, и пытался реализовать Лукашенко.

Ключевым условием для получения российского кредита стало обязательство Белоруссии приватизировать за три года государственные активы на 7,5 млрд долларов. По мнению западных экспертов, часть отойдет российским компаниям. Минск обязался сократить бюджетный дефицит в нынешнем году до 1,5% ВВП, а в 2013 году — до 1%.

МВФ поставит еще более жесткие условия. У западных стран, которым принадлежит решающее слово, меньше всего желания делать подарок Лукашенко. От него, скорее всего, потребуют болезненной бюджетной санации и рыночных реформ по полной программе.

Фонд уже давал Белоруссии кредит в 3,5 млрд долларов в 2009 году, а в ноябре прошлого года заявил о готовности дать еще в случае необходимости. Тогда Запад платил Минску за независимую от России риторику, освобождение политзаключенных и прочие либеральные авансы. Но то было до декабрьского разгрома оппозиции и введения новых санкций против Лукашенко.

Решения о кредитах МВФ принимает его Исполнительный совет: коллегия из 24 исполнительных директоров. Их назначают восемь стран с наибольшими квотами в Фонде — США, Япония, Германия, Франция, Великобритания, Китай, Россия и Саудовская Аравия. Остальные 176 стран организованы в 16 групп, каждая из которых выбирает по директору. Система «взвешенного» подсчета голосов обеспечивает решающее большинство ведущим (западным) государствам.

В Совете решения по важным вопросам, имеющим оперативный либо стратегический характер, принимаются «специальным большинством» (соответственно, 70 или 85% голосов). Хотя удельный вес США и ЕС в последние годы несколько сократился (у Китая он вырос с двух с лишним до шести с лишним процентов), они по-прежнему могут блокировать ключевые решения Фонда.

У США — около 17% голосов. Это позволяет им заблокировать любое решение Фонда. Год назад сенат США принял законопроект, запрещающий МВФ выделять кредиты странам, которые не могут подтвердить способность вернуть долг. Кредитоспособность оценивает правительство США.

Главное назначение кредитов — содействие членам МВФ в выполнении макроэкономических стабилизационных программ или структурных реформ. От страны-заемщицы требуется выполнение набора условий и принятие соответствующих финансово-экономических мер. Среди основных требований — обычно свобода передвижения капиталов, приватизация, в том числе естественных монополий, минимизация государственных социальных программ.

Готов ли пойти Лукашенко на реформы, которые подрывают саму основу его режима?

В регламенте МВФ не прописано политических условий для просителей кредитов. Но подспудные политические рычаги существуют. Формальности можно преодолеть, будь на то политическая воля. Есть ли она у правительств США и ЕС? Несомненно, да. Но есть и сдерживающие обстоятельства. Например, публичное обязательство Европарламента и некоторых правительств, что наказывая режим Лукашенко, они не должны наказывать белорусский народ. Менее публичная, но тоже нескрываемая подоплека — в том, что ЕС не хочет экономического коллапса Белоруссии. Не только из любви к белорусскому народу, но и из-за угрозы гуманитарной катастрофы у своих границ (сотни тысяч беженцев и прочие неприятности).

В прошлый раз торг состоялся: кредит в обмен на освобождение политзаключенных. Насколько настойчивы будут США и Европа на этот раз, пока трудно понять.

— Так какие шансы у Лукашенко получить кредит МВФ?

— Хороший вопрос, но боюсь, я не смогу на него ответить, — говорит ведущий научный сотрудник Центра европейских исследований в Брюсселе, специалист по России и СНГ, бывший посол ЕС в Москве Майкл Эмерсон. — Формальные условия кредита МВФ ограничены технико-экономическими и валютными вопросами. Однако Исполнительный совет Фонда будет решать, стоит ли давать этому делу ход. США и европейские страны могут употребить свое политическое влияние, используя дипломатические и не совсем транспарентные средства, и попросту отказать. Но у некоторых правительств может быть политический расчет типа «если мы не дадим МВФ вмешаться, то Белоруссия примет любые условия Москвы».

— Но где та красная черта, за которой для Запада кончается «реальполитик» и на первое место выходят мораль и провозглашаемые ценности, наступает момент чисто политического решения?

— Она проходит примерно там, где диктатор начинает убивать граждан страны. Поэтому сегодня Сирия не получит кредитов МВФ, а Белоруссия может.

Александр Минеев