Премьер-министр Владимир Путин оптимистично смотрит на ближайшее будущее России. Правда, аналитики считают этот оптимизм преждевременным

Выступая перед депутатами ГД, глава правительства Владимир Путин заявил, что через 10 лет Россия должна войти в 5-ку крупнейших экономик мира. По объёму ВВП на душу населения мы обгоним Францию и Италию, и, чтобы достичь этих целей, правительство намерено проводить политику постепенный структурных изменений и «вложений в человека».

На чём основаны такие оптимистичные прогнозы и суждено ли им сбыться? Какие изменения требуются для этого отечественной экономике? Об этом рассуждает наш эксперт.

Александр Осин, главный экономист УК «Финам Менеджмент»:

— Чтобы оценить реальность прогнозов Владимира Владимировича, важно понимать, какая методика расчетов предполагается. Скорее всего, речь идет о расчете ВВП по паритету покупательной способности (ППП). В 2010 г. ВВП РФ, рассчитанный по паритету покупательной способности составлял, по данным Всемирного Банка, $2,23 трлн., Россия находилась на 6 месте в мире по этому показателю. У Германии — страны, занимающей 5-е место, — он составлял $2,96 трлн. Чтобы Россия смогла перегнать эту страну по объему ВВП, темпы его годового роста должны быть в 2 раза выше германских в ближайшие 10 лет. Что, в принципе, не исключено даже при небольших изменениях в экономике РФ.

Причиной нашего относительного успеха может стать монетизация долга, который в ЕС составляет 400% ВВП; потому что монетизация долга ведёт к сокращению продукции финансовых секторов и сферы услуг, а они сейчас и определяют динамику Валового Продукта развитых стран. В то же время, доля в ВВП реального сектора, добычи и переработки растет, а эти сектора развиты у нас.

Однако, даже перегнав Германию, Россия должна не отстать от Бразилии, идущей по этому показателю на 7-м месте. Если ВВП Бразилии будет расти даже на 1/6 в год быстрее, чем ВВП РФ, Россия не поднимется в списке стран по объему Валового Продукта выше своего текущего 6-го места.

Поэтому говорить надо о качественном изменении экономики, то есть о повышении производительности труда. С 2003 по 2007 годы производительность труда в России росла каждый год на 6,8%, но только за один 2008 год темпы роста снизились с 7,5% до 4,8%. В 2009 г. производительность труда сократилась на 4,5%. В 2010 году рост производительности труда составил 3,1%.

Но. Данные производительности труда в случае России очень сильно искажают реальную картину экономики. Этот показатель в РФ «привязан» к ценам на нефть, с оценкой реальной эффективности производства он имеет мало общего.

Тем не менее производительность надо повышать, а для этого необходимы финансовые средства. А где их взять при низкой производительности труда? Можно поднять цены, что все в общем-то и делают. Как следствие мы наблюдаем повышение цен поставщиков, посредников, тарифов монополий. Круг замыкается — и реальный доход предприятий на единицу произведенной продукции не увеличивается или даже стагнирует под влиянием стабильно высокой инфляции. Дополнительных ресурсов предприятие не получает, а нет ресурсов — нет и модернизации.

Тут ещё характерной является зависимость рентабельности российских компаний и цен на сырьё. Без ускорения прироста цен на сырье рентабельность экономики РФ не растет, зато при спаде — активно снижается. Доля убыточных предприятий незначительно снизилась по сравнению с кризисными 90-ми и также определяется динамикой прибыли крупнейших сырьевых монополистов, то есть динамикой цен на сырье.

Есть второй вариант, где добыть денег: взять кредит. Это тоже делают все. В результате, по оценкам Ассоциации региональных банков (АРБ), на конец 2009 г. показатель долга к ликвидным активам предприятий автопрома, АПК, пищепрома, строительства, добычи полезных ископаемых (кроме энергоресурсов) и машиностроения составлял приблизительно 200%, 850%, 300%, 450%, 230% и 450% соответственно. При этом, по оценкам рыночных специалистов и крупнейших рейтинговых агентств, доля проблемных кредитов российских банков составляет 20-40%. Поскольку качество заемщиков не меняется само по себе, с точки зрения долгосрочной перспективы кредитование реальному сектору могут обеспечить только госгарантии. Что, собственно и делается, и приводит к снижению ставок российских банков, уходу с рынка иностранных кредиторов, которые оценивают риски выше. Но проблема даже не в кредитах — хотя и они создают рост рисков уже государственных финансов в долгосрочном периоде, — проблема в рентабельности и спросе. Например, даже субсидированные ставки в 5% годовых по кредитам АПК высоки для отрасли, рентабельность которой, по оценкам Росстата, составляет 3-7%, а зависимость выручки от погодных условий, по оценкам участников рынка, — 70%. Без субсидий банки кредитуют отрасль под 10-15% годовых в среднем.

С учетом данных структурных проблем, экономике России необходима прямая поддержка со стороны государственных инвестиций или инвестиций извне. Сейчас делается ставка на привлечение внешних инвесторов, но пока, как показывает практика, они идут в реальный сектор РФ лишь при наличии значительного присутствия государственных вложений в те или иные отрасли. Проблема изменения идеологии российской экономической власти, проблема того, каким образом необходимо усиливать бюджет, как базу для экономической модернизации в ближайшие годы, возможно, проявит свою актуальность.