Проблема антимонопольного регулирования возникла сразу после перехода России на рельсы рыночной экономики. Первый закон по антимонопольному регулированию рынков появился в новой России еще в 1991 году. И если в отношении товарных рынков определенный прогресс действительно наблюдался, то естественные монополии он почти не затронул. Потому последние 10 лет представляли собой продолжение борьбы за создание конкурентной среды.

Речь идет в первую очередь о таких отраслях, как электроэнергетика, газовое хозяйство и железные дороги. Первый закон о естественных монополиях, принятый в 1995 году, в значительной степени сводился к решению проблемы тарифного регулирования их деятельности. Поэтому проблемы обновления основных фондов именно к началу нового столетия резко обострились, и прежде всего в электроэнергетике. По существу, речь шла о невозможности при существующей системе отношений в отрасли обеспечить покрытие роста энергопотребления в стране. Одной из главных задач реформирования электроэнергетики являлось привлечение масштабных инвестиций в строительство новых и модернизацию существующих мощностей. Реорганизация электроэнергетического монополиста РАО «ЕЭС России» стало первым в России опытом демонополизации целой отрасли.

В июле 2008 года РАО «ЕЭС» прекратило свое существование. По замыслу ожидалось разделение монопольных и конкурентных секторов отрасли, запуск оптового рынка электроэнергии и мощностей. Конечной целью либерализации рынков должны были стать обновление основных фондов и снижение тарифов для потребителей. И действительно, в отрасль пришли инвесторы, в том числе и иностранные. Вне подобной реорганизации с привлечением частного капитала оказались атомная энергетика, гидроэнергетика и сетевое хозяйство. Крупным собственником в электроэнергетическом хозяйстве стал и газовый монополист «Газпром».

Новый владелец логично стремится увеличить потребление газа на своих электростанциях, что имеет и положительные (увеличение уровня экологичности), и отрицательные (односторонняя ориентация на газ) стороны.

Но возникли и новые трудности, связанные с замедленной реорганизацией энергетических рынков, которые по идее реформирования РАО «ЕЭС России» и должны были бы обеспечить поставщикам возможность получения доходов для обновления физически и морально устаревшего оборудования электростанций и сетевого хозяйства, составляющего уже 60%. Напомним, что снижение ввода новых и реконструируемых генерирующих объектов за последние 15 лет достигло 1,5 ГВт в год (с 6–7 ГВт в год в 1960–1980-х годах).

Монополизм госкомпаний в сетевом хозяйстве отражается на кармане потребителя. Ведь сумма, как правило, взятых с потолка потерь да и инвестиционная составляющая закладываются ими в тарифах. Результатом же завышенных цен стали отключения потребителей из-за низкого качества сетевого оборудования.

Так что реформа РАО «ЕЭС» удалась частично. Ее целью было преодолеть отраслевой монополизм отрасли, найти ресурсы для ее развития на путях конкуренции между компаниями – поставщиками электроэнергии. Однако монополизм преодолен не был и система ценообразования осталась планово-советской, то есть цена формируется от затрат поставщика с взиманием «пошлины» на всех ее переделах – от генерации до потребления. Это ведет к ежегодному росту тарифов вместо их снижения, как это происходит в реформированной электроэнергосистеме Европы.