Кризис заставил правительства большинства стран потратить огромные средства на удержание экономики на плаву. Сейчас возник вопрос: насколько эффективно была оказана финансовая помощь?

В России правительство спасало те предприятия, которые считало нужным спасать. Решения принимались едва ли не спонтанно, поддерживались те компании, которые в данный момент казались наиболее нуждающимися. На устранение последствий кризиса тратились деньги, принадлежащие всем. Они могли быть потрачены совсем на другие нужды, лекарства, пенсии. Жители села, учителя и врачи через налоги платили за то, чтобы предприятия Дерипаски остались на плаву.

Как известно, в условиях нестабильности люди резко меняют характер своего потребления, экономя на предметах длительного пользования — автомобилях, туризме и т.д. Экономика переходит в другую “моду” функционирования, обескровливая целые отрасли, а также регионы, в которых эти отрасли доминировали. Чтобы временно поддержать эти отрасли, необходимы огромные средства, и госбюджет может быть не в состоянии нести такие расходы. Обычная страховка тоже оказывается бездейственной, если одновременно предъявляется к оплате огромное множество страховых векселей.

Однако, если посмотреть внимательно, финансовые средства есть: они имеются у бывших потребителей кризисных отраслей. Причем в том количестве, которое необходимо, ведь соответствующие услуги и товары не были куплены и деньги не были потрачены! Как перевести эти средства тем, кто в них нуждается? Для этого можно использовать новый страховой механизм: страхование производителя со стороны его потребителей.

Поясню на примере. Покупая билет на самолет, мы стимулируем определенный уровень занятости в авиатранспорте. Покупатель одновременно с приобретением билета мог бы подписать страховой вексель на цену, пропорциональную цене билета. При кризисе люди меньше летают и не тратят на билеты тех средств, которые тратили бы в обычное время. Государство объявляет состояние кризиса в авиапромышленности, тем самым давая ей право получить определенную часть стоимости имеющихся у нее страховых векселей в виде денег, взимая их с бывшего покупателя. В качестве компенсации покупатель получает акции авиакомпании на ту же сумму.

Поскольку авиакомпания и сама являлась покупателем товаров и услуг других отраслей, например топливной или авиастроительной, полученные от векселей средства она может частично потратить на оплату страховых векселей своих поставщиков, получая взамен их акции.

Таким образом, возникает новый механизм компенсации экономического кризиса, позволяющий сохранять доходы работников и приводящий в то же время к перераспределению права собственности. Анализ работы этого механизма и разработка его деталей требуют дальнейших исследований. Так, например, для ускорения оплаты страхового векселя госбанк мог бы немедленно переводить предприятию деньги в обмен на вексель, записывая при этом долг на потребителя. Этот долг мог бы погашаться потребителем автоматически, в виде временной надбавки к подоходному налогу, либо своими собственными векселями. Разумно ограничить действие векселя сроком (например, 3—5 лет), чтобы не поддерживать искусственно отживающие отрасли экономики...

МК.РУ - Михаил Цыбулевский