Результаты инициативного исследования независимого маркетингового агентства Vector Market Research

Не секрет, что кризисный период в экономике особенно остро отразился на тех видах бизнеса, которые связаны с рынком коммерческой недвижимости. Многие арендаторы, оценив изменения, происходившие в доходности их бизнеса перед началом 2009 года, были склонны пересмотреть структуру затрат, в том числе и расходов, связанных с арендой офисных площадей. Важно отметить и то, что количество предложений по аренде, в частности в сегменте офисной недвижимости высокого класса, в определенный момент превысило спрос. С целью предоставления более конкурентоспособных условий арендодатели были вынуждены снизить различные статьи расходов на операционную деятельность, в том числе и расходы на страхование. Интерес к «пакетным» продуктам, включающим максимум рисков, снизился и уступил место страхованию наиболее существенных рисков. Данный аспект был выбран как основной для анализа изменений потребительского поведения арендодателей на рынке офисной недвижимости класса А и В в кризисный период.

Агентство Vector Market Research провело инициативное исследование. Его целью стал анализ текущей ситуации на рынке страхования офисной недвижимости категории А и В в Москве от огневых и иных рисков. В качестве метода сбора первичной информации был выбран Mystery Shopping («тайный покупатель»).

Тарифы по страхованию офисной недвижимости класса А На страхование было заявлено одно и то же офисное здание класса А. Из всего объема полученных от страховщиков данных по расчету страхового тарифа был выбран один вариант с одинаковым размером франшизы. В результате ставки по страхованию офисного центра класса А распределились следующим образом (по возрастанию):

- РОСНО – 0,022%

- Цюрих – 0,028%

- Ингосстрах – 0,030%

- АльфаСтрахование – 0,033%

- Ресо-гарантия – 0,035%

- Росгосстрах – 0,039%



Тарифы по страхованию офисной недвижимости класса В По схожей методике был проведен анализ условий страхования для офиса класса В. Тарифы различных страховщиков при одинаковой франшизе выглядят следующим образом (по возрастанию):

- Ингосстрах – 0,030%

- РОСНО – 0,034%

- Росгосстрах – 0,039%

- Цюрих – 0,040%

- АльфаСтрахование – 0,050%

- Согаз – 0,055%

- Ресо-гарантия 0,069%

- Согаз – 0,055%



Объем страховой защиты, дополнительные риски и сервисы

Безусловно, стоимость страхования является не единственным фактором, определяющим выбор страховщика. Важно и то, что получит собственник недвижимости, заплатив страховую премию: объем страховой защиты, качество сервиса и дополнительные услуги, поэтому в ходе исследования проводился анализ предлагаемой страховой защиты.

Все компании, участвующие в исследовании, принимают на страхование следующие стандартные риски:

- пожар, удар молнии, взрыв;

- буря и град;

- повреждение водой из систем водоснабжения, канализации, отопления;

- кража со взломом, грабеж, разбой;

- противоправные действия третьих лиц, направленные на повреждение имущества.

Что касается дополнительных рисков и сервисов, предлагаемых страховщиками, то по полученным данным все компании оказывают такую услугу как «Индивидуальный менеджер при урегулировании убытков». Однако предварительный осмотр здания риск-консультантом предложили всего 5 компаний из 7, участвовавших в исследовании. Услуга «Бесплатное включение дополнительного риска - повреждения имущества в результате мелкого хулиганства» была заявлена только одной компанией.



Большая разница в ставках по страховым премиям у разных страховщиков наглядно демонстрирует активную адаптацию компаний к сложившейся ситуации сокращения рынка страхования коммерческой недвижимости, меняющейся структуре спроса и повышению конкуренции между участниками рынка. Чтобы удерживать и занимать лидирующие позиции в этих условиях многие страховщики также стремятся предлагать новые услуги и уделять больше внимания сервису с целью повышения качества обслуживания страхователей.