Да, отличия нынешнего кризиса от кризиса 1998 г. огромны. Финансовые позиции правительства тогда и сейчас совершенно разные. Почти $600 млрд золотовалютных резервов в 2008 г. против $18 млрд в 1998 г. Бюджет в последние годы сводился с большим профицитом, торговый баланс - с большим позитивным сальдо, достигавшим 8-10% ВВП. Россия испытывала двойной профицит бюджета и платежного баланса, о чем можно было только мечтать 10 лет назад. Но, несмотря на все это, пережить нынешний кризис будет куда сложнее, чем предыдущий. Прошлый кризис - бюджетный, долговой. Он достаточно серьезно затронул банковскую систему. Но реальная экономика почувствовала проблемы в минимальной степени. Напротив, девальвация рубля достаточно быстро дала толчок росту экономики и увеличению объемов производства, вытеснению неплатежей. Нынешний кризис - системный. Он начался в самом центре финансовой системы, затронул ее основы и из развитых стран перекинулся на развивающиеся. Это делает развивающиеся рынки (в том числе и Россию) гораздо более уязвимыми. Кризис довольно быстро распространился на банковскую и финансовую системы. Затем он затронул реальную экономику, поскольку это кризис глобального перепроизводства, и сейчас бумерангом снова ударит по банковской системе - ростом просрочки по долгам. Системные кризисы глубже и продолжительнее. Поэтому и кризис 2007-2010 гг. будет гораздо более длительным, чем то, что мы видели в 1997-1998 гг., а его влияние на развитые и развивающиеся рынки - намного сильнее.

Конечно, нынешний кризис очень сильно отличается от того, что было в 1998 г. Но можно найти и общие черты. Так, в 1997-1998 гг. Центробанк, правительство и политическое руководство страны в самом начале кризиса не пошли на девальвацию, и это, безусловно, было ошибкой. Курс удерживался вплоть до августа 1998 г., предпринимались все шаги для защиты рубля, привлечения дополнительных внешних источников финансирования бюджетного дефицита, применялась достаточно жесткая денежная политика. Хотя было ясно, что курс рубля завышен. В 2008 г. ситуация похожая. Решение о девальвации было принято не сразу. И был избран путь постепенной девальвации, который стоил стране достаточно большого объема напрасно потраченных резервов. Общее, пожалуй, еще и в том, что и тогда, и сейчас власти не хотелось и не хочется верить в то, что ситуация будет развиваться по крайне негативному сценарию. Первоначально решения принимались на основе благоприятного прогноза, не соответствующего реальному развитию событий.

Сейчас ситуация даже серьезнее. Ведь 10 лет назад во время кризиса было принято решение достаточно открыто и честно говорить людям и парламенту о реальной ситуации. Иначе и быть не могло в силу гораздо большей открытости СМИ и иной роли парламента в стране, нежели сейчас. Хотя в конце января 2009 г. мы все же услышали выступление в Госдуме руководителей правительства, содержащее гораздо более реалистичные оценку ситуации и прогноз. В любом случае на ранней стадии нынешнего кризиса (как и в 1998 г.) не хватает оперативности в принятии решений и их исполнении. Это говорит об общей низкой эффективности государственного аппарата России. Если государственная система принятия и исполнения решений мало улучшилась за последние 10 лет, то корпоративные, налоговые, финансовые отношения в стране заметно развились. Увы, сейчас мы рискуем вновь вернуться на уровень 1998 г. и по этим показателям. Вновь возникли вексельные и бартерные системы взаиморасчетов. Видны попытки мелкого и среднего бизнеса вернуться к наличным расчетам и уходу от налогообложения. Предприятия не выполняют своих обязательств по кредитам и при погашении корпоративных облигаций, прикрываясь решениями районных судов, надуманность которых видна каждому специалисту. Задачи самого бизнеса и государства - сохранить завоеванные уровни корпоративных отношений в стране, степень их легализации и не понижать эту планку, не допустить скатывания предпринимательской и финансовой культуры на 10 лет назад.