Из-за низких цен на нефть дефицит федерального бюджета за первые полгода составит 4,3% ВВП при целевом значении 3% ВВП. Такую оценку привел министр финансов Антон Силуанов. Доходы должны начать расти, поскольку за последние два месяца нефть подорожала по сравнению с январскими минимумами в 1,8 раза. Но Минфин ждет нового падения котировок и поэтому продолжит сокращать расходы.

Глава Минфина Антон Силуанов, выступая на правительственном часе в Совете Федерации, заявил, что дефицит федерального бюджета в первом полугодии 2016 года составил 4,3% ВВП.

«Дефицит в первом полугодии составил 4,3% ВВП, значительно больше, чем мы предусматриваем по году. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года он возрос на 2,2% ВВП, что связано с тем, что доходы снизились и составили 15,1% ВВП в первую очередь от снижения нефтегазовых поступлений примерно на 30%. В целом доходы сократились на 12%, доля нефтегазовых доходов снизилась до 36%», — сказал он.

Бюджет на текущий год верстался из расчета среднегодовой цены барреля российского сорта нефти Urals $50. А «мы видим, что цена на нефть сегодня совершенно другая — $37–38 за баррель с начала года — и, по оценке за год, мы ожидаем примерно около $40», говорит министр финансов. В этом случае, по его оценке, по итогам года бюджет недополучит около 700 млрд руб. доходов, а дефицит увеличится на 420 млрд руб., то есть будет выше 3% ВВП и составит не менее 2,8 трлн руб.

По данным Счетной палаты России, дефицит федерального бюджета за январь — май составил 1,5 трлн руб. По состоянию на 21 июня дефицит вырос до 1,8 трлн руб. Впрочем, вероятно, что по итогам месяца он снизится, поскольку в казну поступят все налоговые и таможенные платежи за июнь и второй квартал.

Минфин рассчитывает, что на покрытие дефицита придется потратить не более 2,2 трлн руб. из Резервного фонда, при условии что в бюджет поступят дополнительные доходы от дивидендов госкомпаний и приватизации (в частности, от продажи 19,5% акций «Роснефти»).

С начала года по состоянию на 1 июля объем средств Резервного фонда сократился на $11,73 млрд в долларовом выражении и на 1,2 трлн руб. — в рублевом. Всего на 1 июля, по данным Минфина, в фонде оставалось $38,22 млрд, или 2,456 трлн руб. С учетом того, что Минфин не хочет значительно увеличивать объем заимствований (их чистый объем запланирован в 2016 году на уровне 300 млрд руб.), а перспективы приватизации туманны (S&P Global Ratings считает, что сдерживающее влияние на планы приватизации оказывают низкая оценка стоимости активов и действие санкций), можно предположить, что размер резервов сократится к концу года еще на 1–1,5 трлн руб.

Плохая ситуация с доходами заставляет Минфин сокращать расходы. Если динамика расходов во втором полугодии будет такой же, как и в первом, то они сократятся на 10% к тому объему, который утвержден в законе о бюджете. Как заявил в интервью «Газете.Ru» министр экономического развития Алексей Улюкаев, «с высокой степенью вероятности осенью будут приняты поправки к закону о бюджете, которые легализуют недоведение 10% лимита бюджетных обязательств».

По данным Счетной палаты, по состоянию на 21 июня 2016 года средний уровень исполнения расходов по главным распорядителям составил 42,2%. Ниже среднего уровня исполнены расходы по 67 главным распорядителям, из них по шести исполнение составило менее 10% («Роскосмос», ФАДН, Минэкономразвития, ЦИК, Росмолодежь, Минвостокразвития).

В следующем году роста расходов ждать не приходится. Минфин хочет считать бюджет 2017 года исходя из цены нефти $40 за баррель, а дефицит сохранить на уровне не более 3%. При этом Антон Силуанов уверен, что падение номинальных доходов бюджета продолжится в 2017 году.

«Продолжится падение в номинальном выражении доходов бюджета, не будет разовых доходов, которые мы получаем в этом году, — прибыль ЦБ, поступление дивидендов от продажи пакета акций «Роснефти» через «Роснефтегаз». Получается, что оценка доходов, подтвержденная всеми экспертами, ниже, чем уровень текущего года», — полагает он.

Такой подход автоматически программирует необходимость даже не замораживания расходной части бюджета на ближайшие три года, а его сокращения. По словам Антона Силуанова, Минфин предлагает заморозить расходы на уровне «фактических расходов текущего года, которые будут по исполнению (бюджета) текущего года». По сообщению информагентства RNS, в итоге расходы в следующем году могут оказаться примерно на 0,5 трлн руб. ниже утвержденных на этот год 16,3 трлн руб.

Минфин ставит себе задачу сократить дефицит бюджета в трехлетней перспективе до 1% ВВП. Антон Силуанов считает такой показатель вполне приемлемым.

«Главное, чтобы этот дефицит бюджета не давил на макроэкономику, на процентные расходы, не давил на резервы, чтобы мы его могли профинансировать без последствий для макроэкономики. До 1% ВВП — это не будет влиять на экономическую ситуацию», — считает министр.

Но есть вероятность того, что Антон Силуанов окажется слишком пессимистичным в своих оценках. Доходы должны начать расти уже в июне — июле, поскольку за последние два месяца нефть подорожала по сравнению с январскими минимумами в 1,8 раза, котировки в последние недели держатся в диапазоне $47–51 за баррель Brent.

Комментируя итоги исполнения бюджета за январь — май (полных официальных данных за июнь еще нет), аналитики Sberbank CIB отмечали: из-за повышения цен на нефть «мы ожидаем роста нефтегазовых доходов бюджета в ближайшие месяцы».

«В результате в июне — декабре поступления в бюджет увеличатся, если цена нефти не снизится. Наш текущий прогноз дефицита бюджета за 2016 год составляет 2,5 трлн руб.», — полагают аналитики.

Экспортная пошлина на нефть уже повышалась с 1 июня с $66 до $80,6 за тонну. С 1 июля она вырастет до $95,9 за тонну. Таким образом, ее размер вырастет в июле на 45% относительно майского уровня. Это увеличит нефтегазовые доходы казны. Важно, что ненефтегазовые доходы продолжают расти, несмотря на невысокую экономическую активность. Ожидающийся выход экономики из рецессии осенью этого года также поддержит бюджет.

Петр Орехин