Налоговая служба будет собирать все налоги и сборы – от таможенных платежей до акцизов на алкоголь. И администрировать отчисления во внебюджетные фонды и в ПФР, следует из указа президента. Собираемость налогов должна повыситься. Главное, чтобы власть не забыла, ради чего проводится реформа — налоговая нагрузка в итоге должна снизиться, напоминают эксперты.
Владимир Путин подписал в пятницу указ, согласно которому будет создан единый фискальный орган. Ключевым оператором станет Федеральная налоговая служба. К ней переходит контроль за таможенными платежами, акцизами, отчислениями в Пенсионный фонд и за внебюджетными фондами.
Создать единую систему администрирования налоговых и неналоговых платежей внутри системы Минфина на встрече с президентом предложил премьер.
«Таким образом, мы сохраним внутри системы Федеральную налоговую службу, которая отвечает за общее методическое руководство, администрирование и сбор налогов. Также погрузить в эту систему Федеральную таможенную службу и, соответственно, перевести ее на те же самые методические рельсы, на которых работает в настоящее время ФНС. И перевести в эту же систему Росалкогольрегулирование», — анонсировал премьер, а президент оформил это в соответствующий указ.
Подумать о том, как эффективнее собирать налоги, Путин предложил в декабре прошлого года, оглашая послание Федеральному собранию. Нужен новый госорган, заявил тогда глава государства.
«Из-за «серых» схем при уплате таможенных сборов, акцизов на алкоголь, табак и горюче-смазочные материалы бюджет ежегодно теряет сотни миллиардов рублей. Это прямое воровство. Предлагаю сформировать единый целостный механизм администрирования налоговых, таможенных и других фискальных платежей», — сказал президент.
Ключевая цель создания единого фискального органа — улучшить собираемость сборов. Чиновники надеются, что переход под ФНС, в частности, обеспечит бесперебойность работы Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС).
ФНС и сейчас видит налоговые платежи в ЕГАИС, но в результате создания единой фискальной системы налоговики будут еще и оперировать всеми платежами.
Система ЕГАИС с 1 января 2016 года заработала в оптовом секторе торговли, розничный сегмент должен подключиться к системе с 1 июля. Ее запуск вызвал значительные проблемы у поставщиков алкоголя и их клиентов. Дело в том, что система не в состоянии оперативно обработать поступающую информацию о поставках алкоголя.
В итоге магазины не принимали товар, опасаясь, что товар, не прошедший ЕГАИС, может быть контрафактным. А предприниматели вынуждены были оформлять документы задним числом, в обход ЕГАИС, за наличные. Например, ритейлер X5 сообщил о том, что из-за сбоев при учете поставок алкогольной продукции пришлось производить учет 80% поставок алкоголя в ручном режиме.
Другой источник в аппарате правительства против передачи, по крайней мере, страховых взносов из Пенсионного фонда в налоговую службу. «Если это произойдет, это приведет, во-первых, к удорожанию администрирования. А во-вторых, усложнит учет пенсионных прав граждан», — говорил он в декабре, добавляя, что ПФР достаточно эффективно администрирует страховые взносы и передача базы данных будущих пенсионеров и людей пенсионного возраста в налоговую службу — «это аппаратные игры».
Впрочем, такое мнение прозвучало до подписания президентского указа. Сейчас возражений не слышно и все заинтересованные ведомства дружно отказываются от комментариев.
Правда, не все очевидно со сроками реализации президентской инициативы — конкретной даты ввода этого механизма не обозначено. Если учесть, что даже менее значимое поручение о создании особых экономических зон и баз данных резидентов этих зон правительство выполняло более двух лет, то масштабная инициатива по объединению баз данных ФНС, ФТС и ПФР может затянуться на годы.
«Притирка» систем различных ведомств начнется незамедлительно, в первую очередь с ЕГАИС, поясняет собеседник «Газеты.Ru». Но не исключено, что понадобится 1–1,5 года, чтобы вся система, включая страховые сборы, заработала на 100%.
Следующей на очереди будет ФТС и только потом ПФР.
Несмотря на кризис, ФНС за январь — сентябрь 2015 года перечислила в консолидированный бюджет РФ 10,4 трлн руб., что на 11,4% больше аналогичного показателя прошлого года. «Один инспектор приносит казне 42 млн руб. в год», — доволен своими подчиненными глава ФНС Михаил Мишустин.
В отраслевом Союзе производителей алкогольной продукции от комментариев воздержались. Но представители рынка пива в целом восприняли инициативу позитивно.
«ФНС предлагает вычет тем, кто устанавливает систему учета, что позволяет компенсировать затраты, это разумней политики Росалкогольрегулирования, согласно которой собственники должны все устанавливать за свой счет», — считает Камиль Лебедев, исполнительный директор Объединения участников пиво-безалкогольного рынка.
Это решение действительно поддерживается бизнесом, но хочется, чтобы власть не забыла главного, ради чего проводится переформатирование системы сбора налогов, отмечает Анастасия Алехнович, руководитель Экспертного центра при уполномоченном при президенте РФ по защите прав предпринимателей.
«Есть смысл повышать собираемость налогов — и ФНС в этом довольно успешна, — но только для того, чтобы в итоге снизить налоговую нагрузку. Снизить и на корпоративный сектор, и на граждан с низким уровнем дохода (отчисления в ПФР и внебюджетные фонды в России одни из самых высоких в мире, так же как и общая налоговая нагрузка на бизнес)», — говорит Алехнович.
Одна из причин высоких налогов в России в том, что не все платят вбелую, значительная часть (по оценкам Всемирного банка, теневая экономика у нас составляет 51% от ВВП) доходов выводится из налогообложения, поэтому фискалы раскидывают налоговую нагрузку на добросовестный бизнес. «От этой практики нужно уйти. Политическая воля для этого есть, и ФНС в состоянии ее реализовать», — считает эксперт.
Россия входит в группу стран с наиболее высокой налоговой нагрузкой.
Общая налоговая нагрузка включает в себя налог на прибыль, налог на фонд оплаты труда, прочие налоги. По данным PwC за 2015 год, Россия в рейтинге общей налоговой нагрузки спустилась с 131-го на 139-е место из 161 стран по отношению к 2008-му. При этом общая нагрузка незначительно снизилась (с 51,4 до 50,7% соответственно), но в среднем по исследуемым странам за этот период налоговая нагрузка падала более значительными темпами (с 50,7 до 43,8%).
Рустем Фаляхов, Павел Чернышов
- Главная
- →
- Выпуски
- →
- Экономика и финансы
- →
- Финансы
- →
- Прозрачно, как пить дать
Финансы
Группы по теме:
Популярные группы
- Рукоделие
- Мир искусства, творчества и красоты
- Учимся работать в компьютерных программах
- Учимся дома делать все сами
- Методы привлечения денег и удачи и реализации желаний
- Здоровье без врачей и лекарств
- 1000 идей со всего мира
- Полезные сервисы и программы для начинающих пользователей
- Хобби
- Подарки, сувениры, антиквариат