Российский рубль пока продолжает ходить за нефтью без оглядки на какие бы то ни было другие факторы. В целом, наверное, это не самый плохой вариант, хотя у всех сторон свой взгляд на текущую ситуацию.

Для экономики слабый рубль сейчас, по сути, единственное спасение, поскольку та ее часть, которая не связана с экспортом нефти и металлов, чувствует себя, мягко говоря, неважно.



Идет перестроение, а это довольно медленный процесс, да и условия для этого сейчас не самые подходящие, поэтому пока другого выхода, как держать слабый рубль, попросту нет. Кроме того, российские нефтяные компании сейчас показывают очень хорошие операционные результаты и по себестоимости добычи на голову опережают многих зарубежных конкурентов.

Так как налоговые ставки автоматически подгоняются под более низкие цены, у российских компаний есть своеобразный буфер при снижении цен на нефть, а "основной удар берет на себя правительство". Получается, что экономика России находится в рецессии, а нефтяники получают от всего этого выгоду. Да и доходы они получают в долларах, а издержки платят в рублях.

Обратная сторона медали - благосостояние большей части населения. По мере ослабления рубля снижается и покупательная способность, а если учесть еще и тот факт, что заработные платы не растут, то складывается совсем печальная картина.

То, что поставляется в Россию из-за рубежа, автоматически увеличивается в цене, и даже если эти товары не входят в потребительскую корзину, это вовсе не значит, что в них нет необходимости. Мы уже видим четкую нисходящую динамику. Достаточно взять хотя бы данные по продаже автомобилей за август: продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России в августе 2015 г. по сравнению с прошлым годом сократились на 19,4%. Причем при укреплении рубля наблюдается всплеск покупательской активности, об этом сообщают сами дилеры.

Всего в январе-августе 2015 г. в России был продан 1 051 851 автомобиль, что на 33,5% меньше, чем годом ранее, сообщается в статистике комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса.

При этом мы наблюдаем сохранение и даже рост неравенства, поскольку из статистики видно, что автомобили премиальных марок, как, например, Mercedez и Porshe, демонстрируют рост продаж.

При все при этом мы наблюдаем крайне любопытную ситуацию: безработица в России, несмотря на кризис, находится вблизи минимумов за последние 10 лет. Такая динамика может говорить лишь о неэффективности бизнеса и о слабой производительности труда.



В августе ОЭСР представила данные, согласно которым в России один из самых высоких показателей по количеству рабочих часов на душу населения, при этом производительность у работающих россиян почти в два раза ниже среднеевропейской и в 2,5 раза меньше, чем в США.

Здесь вопросы возникают и к работникам, и к работодателям. Судя по всему, сложилась такая система, когда каждый делает только то, что должен делать, и все остаются довольны.

Впрочем, учитывая крайне тяжелые экономические условия, можно ожидать роста производительности уже в самое ближайшее время. Предприятия уже сейчас вынуждены оптимизировать свою деятельность, сокращать издержки и привлекать более квалифицированный персонал. Рано или поздно это должно дать успех, но на все нужно время.

Возвращаясь к теме рубля, напомним, что в пятницу состоится заседание Банка России, и на этот раз, судя по прогнозам экспертов, регулятор не станет снижать ставку. Конечно, экономика сейчас очень нуждается в доступных кредитах, однако ЦБ нужно также не позволить слишком сильного ослабления рубля, иначе экономика окончательно впадет в депрессию.