Бюджетникам не стоит ждать существенного повышения зарплат в ближайшие пару лет. А вот в 2018 году, на который намечены президентские выборы, власти могут сделать им «подарок». В качестве «компенсации» к парламентским выборам 2016 года обещается обеспечить население лекарствами и детсадами, приостановить процесс закрытия школ и поликлиник и расселить нуждающихся из аварийного жилья.
Наиболее затратной частью принятых в 2012 году «майских указов» стало повышение зарплат бюджетникам: врачам, учителям, ученым, вузовским преподавателям, работникам дошкольных учреждений, профтехучилищ и социальной сферы. Целевые сроки и размеры повышения были зафиксированы в указе «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», а позже конкретизированы в правительственной «Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 годы».
Плюс-минус пять процентов
Первыми «под раздачу» попали школьные учителя и воспитатели в детских садах.
Учителям требовалось поднять зарплату до уровня не ниже средней по региону, воспитателям — дотянуть до размера зарплат в общем образовании (примерно 80% от средней зарплаты по региону). Сделать это предполагалось еще в 2012 году.
Согласно отчету Росстата за 2014 год, с этой задачей так и не справились в 36 регионах по зарплатам воспитателей и в 17 регионах в части зарплат учителей.
Правда, министр труда и соцразвития Максим Топилин на недавнем совещании у президента по выполнению «майских указов» привел иные цифры.
«Если брать прошлый год, то отстающих регионов было по дошкольным учреждениям 23, а по школам — три региона. На 2014 год практически все регионы справились с задачей, и всего у нас отстающих по школам — два региона, по дошкольным учреждениям — восемь субъектов Российской Федерации», — сказал он.
Расхождения с данными Росстата нет, поясняет сотрудник соцблока правительства.
В число отстающих просто не записывают те регионы, где зарплаты меньше целевого уровня всего на 5%.
В целом по России в прошлом году средняя зарплата учителей составила 96,7% от средней зарплаты по стране — 31,5 тыс. против 32,6 тыс. руб. (зарплата детсадовских воспитателей — 25,6 тыс. руб., или 94,3% от средней зарплаты по стране).
Весьма велик разброс по регионам: если в Дагестане учителя получали по 18,5 тыс. руб., то в Москве в школах, находящихся в федеральном ведении, платили в среднем по 74 тыс., а на Чукотке зарплата превысила 80 тыс. руб.
Научная проблема Москвы
Для остальных категорий бюджетников, упомянутых в «майских указах», целевых показателей (100 или 200% от средней зарплаты по региону) предполагалось достичь к 2018 году. В программе совершенствования оплаты труда стоят промежуточные целевые ориентиры. И они в некоторых случаях выше, чем для учителей и воспитателей.
Например, научные сотрудники должны были уже в 2014 году получать 134% от средней зарплаты по региону, а врачи — 130,7%.
В среднем по стране зарплаты и ученых, и врачей перекрыли целевые ориентиры (они получали 48,2 тыс. и 46,2 тыс. руб. соответственно), но в региональном разрезе, который и заложен в указе, ситуация крайне противоречивая.
Есть субъекты, где зарплата научных сотрудников выше среднерегиональной в 2,1–2,7 раза (Ульяновская, Пермская, Кировская, Новгородская, Владимирская и Белгородская области), а есть те, у кого она ниже среднерегиональной (Ленинградская, Волгоградская, Пензенская области, Адыгея).
Отдельная история — Москва.
Здесь зарплата ученых (55,3 тыс. руб.) составляет 88,6% от средней по региону (61,2 тыс. руб.), которая, в свою очередь, почти в два раза выше среднероссийского уровня.
И как Москва будет выполнять задачу о достижении 200%, пока в принципе непонятно, ведь фактически надо увеличить расходы из бюджетов всех уровней на выплаты научным сотрудникам в 2,2 раза, если брать текущие показатели.
Нищий сельский доктор
С врачами формально дело обстоит практически идеально. В отстающих с показателем 120,7% от среднерегиональной зарплаты опять же Москва. Причина та же, что и в случае с научными сотрудниками, — высокая средняя зарплата в городе. В остальных регионах целевой показатель в прошлом году был достигнут. Но тут тоже есть нюанс.
Высокие показатели обеспечены за счет медицинских учреждений, находящихся в федеральной и региональной собственности. А вот в муниципальных больницах и поликлиниках ситуация гораздо хуже. На целевой показатель здесь вышли только в 14 регионах (например, в Московской области).
В некоторых регионах зарплата «муниципального» врача просто чудовищно низкая: в Орловской области — 6,7 тыс. руб., в Алтайском крае — 8 тыс., в Псковской области — 9,1 тыс. При этом их «региональные» и «федеральные» коллеги получали выше 30 тыс.
Попытки поднять зарплаты врачам за счет сокращения числа учреждений Владимир Путин на упомянутом выше совещании назвал неправильными и поставил это на вид Минздраву (а заодно и другим ведомствам, задействованным в выполнении его предвыборных обещаний).
«Недопустимо, когда снижается доступность важнейших социальных услуг, когда под видом оптимизации механически сокращаются койки, фельдшерско-акушерские пункты, подстанции скорой помощи, учреждения культуры, организации дополнительного образования детей», — заявил глава государства.
Кризис подвел
Однако сейчас ключевой вопрос в том, реализовывать ли задачу по повышению зарплат до целевых ориентиров к 2018 году. Владимир Путин де-факто признал, что изменившаяся в худшую сторону экономическая ситуация в стране требует их корректировки.
«Сейчас мы действуем в условиях ряда ограничений. Возможно, для решения некоторых задач в силу объективных обстоятельств необходимо больше времени, но самое важное, повторяю, резервы надо искать… Если тактически нужно что‑то сдвинуть, перенести, тогда нужно прямо и ясно об этом сказать, объяснить, что и как, почему это происходит, и сказать, что будет сделано в ближайшее время, как будет сделано и когда какие показатели будут достигнуты», — сказал он.
Правда, при этом он потребовал: «...по тем направлениям, где достигнуты целевые показатели, например по заработным платам, мы обязаны эту планку держать, никакого отката назад быть не должно».
Что это на деле будет означать для бюджетников? Вероятнее всего, гласно или негласно с правительства снимут задачу выполнения целевых ориентиров по повышению зарплат.
Конечно же, если экономика быстро выйдет из рецессии, начнется интенсивный рост и в бюджетах федерального центра и регионов появятся «лишние» деньги, то их пустят на социалку. Но в сценарий быстрого восстановления не верит ни один экономист, большинство прогнозов предполагает минимальный рост или продолжение рецессии в следующем году, и лишь в 2017-м ВВП может увеличиться на 2–3%.
В таких условиях зарплаты бюджетников расти будут невысокими темпами, а их реальный рост (с учетом инфляции) окажется отрицательным.
Минфин в лучшем случае заложит в федеральный бюджет — 2016 (показатели которого служат ориентиром для регионов) индексацию на прогнозируемый на конец года уровень инфляции (около 12%). Правда, как правило, проводится эта индексация не с начала года, а, например, с октября. В результате в среднем за год зарплата вырастет лишь на несколько процентов.
Если ситуация в экономике будет хуже прогнозов (Минэкономразвития предполагает падение ВВП в этом году на 3%) или цены на нефть упадут ниже заложенных в бюджет $50 за баррель (как вариант — рубль укрепится до 45 руб. за доллар или больше), то индексации вообще может не быть.
Или она будет чисто символической (вроде тех 5,5%, на которые были проиндексированы соцвыплаты в этом году) и опять же с октября.
Стоит подчеркнуть, что регионам проблематично даже просто «держать планку» по зарплате. Они уже свели к минимуму инвестиционные расходы, но все равно без помощи федерального центра они это делать не в состоянии. В текущем году, по словам министра труда Максима Топилина, «планируется на повышение заработной платы из федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации выделить 61 млрд руб.».
Без подарков не оставят
Но проблема в том, что в следующем году Россия входит в новый выборный цикл: в декабре 2016 года состоятся выборы в Госдуму, весной 2018-го пройдут выборы президента. Российские власти традиционно готовят гражданам «подарки» к выборам. Кризис спутал все карты, и придется расставлять приоритеты.
Если судить по выступлениям президента, то в 2016 году основной упор сделают на три момента. Это обеспечение лекарствами, ликвидация очереди в детские сады и расселение ветхого и аварийного жилья. Именно эти три пункта он выделил в последнем общении с правительством. Плюс, возможно, президент приостановит процесс закрытия лечебных и учебных учреждений, поскольку это крайне нервирует население и самих врачей с учителями (а они составляют одну из основ его электората).
Что касается зарплат бюджетникам, то, если в 2017 году (или раньше) экономика выйдет из рецессии, в 2018-м к президентским выборам власти могут устроить какую-нибудь «большую индексацию».
Что касается «майских указов», то правительство отчитается об их практически полном исполнении. Труда это не представляет. По последнему отчету кабинета министров из 218 поручений президента по указам «выполнено и снято с контроля 137 поручений — 81,5% от числа поручений, которые должны были быть выполнены к настоящему времени». А на обвинения в «формализме» можно не обращать внимание.
Чем еще хороши указы, так это тем, что президент, формально не отменив по ним целевые показатели, имеет возможность отправить в отставку несправившихся чиновников, да еще и заработать на этом дополнительные очки в предвыборной гонке.
Петр Орехин
- Главная
- →
- Выпуски
- →
- Экономика и финансы
- →
- Финансы
- →
- Президентские "подарки" к выборам
Финансы
Группы по теме:
Популярные группы
- Рукоделие
- Мир искусства, творчества и красоты
- Учимся работать в компьютерных программах
- Учимся дома делать все сами
- Методы привлечения денег и удачи и реализации желаний
- Здоровье без врачей и лекарств
- 1000 идей со всего мира
- Полезные сервисы и программы для начинающих пользователей
- Хобби
- Подарки, сувениры, антиквариат