За последние 10 лет в Самарской области почему-то не зафиксировано ни одного резонансного дела по факту обналичивания денежных средств путем возврата НДС. Хотя, судя по делу Магнитского, это повсеместная практика...

В Самарскую область прибыла комиссия центрального аппарата Федеральной налоговой службы. В задачи комиссии входит проверка работы областного УФНС, возглавляемого Константином Шелудяковым; объектом проверки со стороны комиссии могут стать районные отделы УФНС, а также Межрайонные инспекции ФНС по крупнейшим налогоплательщикам. По некоторым данным, через ряд фирм, приписанных к той или иной ФНС, частным предприятиям осуществлялся незаконный возврат НДС из бюджета РФ. Если вспомнить масштабы, в которых подобные схемы проворачивались в нашумевшем «деле Магнитского», становится понятно, что явление это повсеместное для России, а не частное, и что Самарская область с ее огромными финансовыми оборотами вряд ли могла избежать подобных схем.

Сама схема проста и незамысловата. Некое предприятие (очень часто — ООО с минимальным уставным капиталом в 10 000 руб.) подает декларацию в ИФНС о том, что совершило якобы некие сделки по приобретению чего-либо (чаще всего — за рубежом), уплатив при этом налог на добавленную стоимость (НДС). После реализации товара фирма из-за высокой ставки НДС может претерпеть убытки, поэтому государственный бюджет после соответствующей проверки может возместить фирме эти убытки, вернув ранее уплаченный НДС. Другое дело, что для независимых фирм подобные проверки проводятся, что называется, с пристрастием, а вот на особо избранных сотрудники ФНС могут смотреть сквозь пальцы, как это и произошло в деле, распутанном убитым в СИЗО Сергеем Магнитским.

Порядок возмещения сумм «входного» НДС из бюджета по экспорту определен статьей 176 НК РФ. Согласно пункту 1 статьи 176 НК РФ после представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган при проведении камеральной проверки проверяет обоснованность суммы НДС, заявленной к возмещению. Согласно статье 88 НК РФ камеральная проверка должна быть проведена в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. В случае если налоговикам в ходе камеральной проверки не удастся найти нарушений, то в течение 7 дней они должны принять решение о возмещении НДС.

Прибывшая из центра комиссия имеет основания полагать, что ряд лиц из руководства УФНС по Самарской области на протяжении длительного времени способствовали осуществлению вот такой незаконной деятельности по возмещению НДС из бюджета РФ.

Происходило это следующим образом: ряд доверенных предприятий в Самаре, подведомственных ИФНС по Октябрьскому, Промышленному районам Самары, Межрайонной инспекции ФНС № 18 по Самарской области (Куйбышевский, Самарский районы), подавали в вышеуказанные инспекции декларации. По данным, указанным в декларациях, возмещению из бюджета подлежали суммы от десятков тысяч до нескольких миллионов рублей по несуществующим поставкам (фактически неосуществленным сделкам). По указанию руководителей этих налоговых инспекций: Владимира Макарова (ИФНС по Октябрьскому району г. Самары), Тамары Супрун (ИФНС по Промышленному району г. Самары), Александра Юнусова (Межрайонная инспекция ФНС № 18 по Самарской области), осуществлялись камеральные проверки документов по поданным декларациям. Все декларации легко признавались обоснованными, а начальники ИФНС ничтоже сумняшеся подписывали решения о возмещении НДС из бюджета. Затем деньги из бюджета поступали на счета предприятий, в том числе имеющие признаки «фирм-однодневок»..

Самый яркий пример — некое ООО «Аргос» (ИНН 5032141500). Когда-то эта фирма была переведена из налоговой инспекции Московской области в налоговую Промышленного района Самары. Туда фирма «Аргос» представила декларацию на вычет НДС в сумме 114 млн рублей. В возмещении 14 млн рублей было отказано по формальным основаниям (судя по всему, просто чтобы соблюсти некие приличия: «Вот, мол, не разбрасываемся бюджетными денежками». — Авт.). Однако оставшиеся 100 млн рублей были возмещены двумя платежами. Один из них, в сумме 27 млн рублей, поступил на расчетный счет фирмы в апреле 2013 г., еще 73 млн рублей поступили 27 июля 2013 года.

При этом совершенно не понятно, какую именно продукцию могло экспортировать ООО «Аргос», у которого в уставе указана деятельность в области права, бухгалтерского учета и аудита; консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления предприятием; исследование конъюнктуры рынка и выявление общественного мнения.

Кстати, за последние 10 лет в Самарской области не зафиксировано ни одного резонансного дела по факту обналичивания денежных средств путем возврата НДС. Об этом на коллегии в ГУ МВД по Самарской области в январе 2013 года заявлял Иван Миронов, ранее возглавлявший департамент общественной безопасности правительства Самарской области.

К слову, сейчас в Самарской области работает и комиссия Генеральной прокуратуры России, в чьи задачи также входит проверка того, как в регионе ведется борьба с обналичкой. Возможно, что комиссия заинтересуется рядом фирм, курируемых ФНС, через которые, по данным «Новой газеты», осуществляется возврат НДС. В распоряжении редакции оказался список компаний, которые в ближайшее время могут быть подвергнуты проверке со стороны комиссий ФНС и Генпрокуратуры.

По мнению экспертов, подобная ситуация в массовом масштабе длится на территории Самарской области уже не один год. А отсутствие какой-либо деятельности УФНС по борьбе с «обналом» приводит к ежегодным потерям для бюджета Самарской области в несколько десятков миллиардов рублей. Губернатор Самарской области Николай Меркушкин ранее озвучивал сумму потерь за 2012 год в 52 млрд рублей.

Вдобавок ко всему этому через подконтрольные налоговикам фирмы осуществляется незаконный возврат НДС, что наносит ущерб уже не только региональному, но и федеральному бюджету. На упомянутой выше коллегии ГУ МВД в адрес руководителя УФНС по Самарской области Константина Шелудякова было сказано немало резких слов. В частности, что налоговики не торопятся делиться своими наработками по «обнальным» схемам с правоохранительными органами. Учитывая все рассказанное выше, такое нежелание фискалов делиться информацией становится понятным.

Напоследок стоит отметить несколько немаловажных фактов: сын главы регионального УФНС Владимир Шелудяков занимает должность следователя в отделе по расследованию особо важных дел СУ СКР по Самарской области, а руководитель следственного отдела по Самаре СУ СКР Александр Супрун приходится близким родственником руководителю ИФНС по Промышленному району Самары Тамаре Супрун. Похоже, при таком раскладе любая деятельность местных правоохранителей в расследовании налоговых злоупотреблений заранее обречена на провал.

Геннадий КАРПИНСКИЙ