Нынешний всплеск оттока капитала - это следствие изменения валютной политики ЦБ, который перестал скупать доллары экспортеров. Но под этой временной "рекой" скрывается постоянное море "настоящего" оттока - "сомнительные операции". Через них с помощью фирм-однодневок коррупционеры вывели из страны $500 млрд за 10 лет

Денежные власти России и известные экономисты пытаются найти объяснение непрекращающегося масштабного оттока капитала из страны. По оценкам Минэкономразвития, он в этом году может достичь $70 млрд после $81 млрд в прошлом. Вариант объяснения, что капитал просто пугает плохой инвестиционный климат России, никого уже не устраивает.

Главная причина ухода капитала из страны - высокий уровень коррупции, считает гендиректор Центра экономического анализа (ЦЭА) "Интерфакса" Михаил Матовников. Утечка - это легализация и вывод из российской юрисдикции взяток и откатов.

За 10 лет из страны вывели не менее $500 млрд взяток. Подавляющая часть потока прошла через фирмы-однодневки.

Другой вариант объяснения - о девальвационных ожиданиях населения и бизнеса, которые спасают на валютных депозитах свои средства от неминуемого, по их мнению, ослабления курса национальной валюты, "Финмаркет" подробно излагал на прошлой неделе.

Коррупция - двигатель оттока

Отток капитала из России - дело обычное. Накопленное отрицательное сальдо операций с капиталом и финансовыми инструментами за 13 лет после кризиса 1998 года составило $277 млрд.

За это время лишь трижды фиксировался чистый приток капитала: в сумме - в $87 млрд, 97% которого пришлось на 2007 год.

Беспрецедентны (если не считать кризисный год) масштабы оттока последних трех лет - $50-80 млрд ежегодно.

С формальной точки зрения главная причина роста оттока капитал из России - это прекращение скупки валюты со стороны Центробанка в золотовалютные резервы, считает Матовников. В итоге положительное сальдо текущих операций сочетается с отрицательным сальдо счета капитала. Причем, чем больше будет расти чистый экспорт, тем больше будет и отток капитала.



Снизить отток можно скупкой долларов, но это вызовет появление на рынке лишних рублей, что разогреет инфляцию. Можно стимулировать банки размещать валютные средства не за рубежом, а на валютных депозитах ЦБ. Таким чисто бухгалтерским способом показатель оттока можно снизить, но только вдвое.

Но основной отток капитала из страны генерируют не банки, а корпоративный сектор: вне зависимости от положения дел в экономике им ежегодно выводится порядка $50 млрд.



Сбежавшие капиталы если и возвращаются в страну в виде прямых иностранных инвестиций (ПИИ), то не более чем на треть: платежный баланс примерно втрое завышает объем реальных ПИИ в Россию и из нее, 2/3 суммы приходится на "двойной счет".

Невыведенная прибыль российской компании, являющейся частью зарубежного холдинга, по методологии платежного баланса засчитывается как увеличение прямых иностранных инвестиций в Россию с соответствующим зеркальным увеличением российских иностранных инвестиций за рубеж.

Реальный объем инвестиций в Россию за последние десять лет не превышает $120 млрд; объем инвестиций из России - $170 млрд, в том числе $20 млрд - в страны СНГ.

А главная статья оттока капитала из России - это "сомнительные операции", обращает внимание Матовников. Их объем почти не зависит от состояния экономики и ежегодно составляет около $30-40 млрд, т.е. около 60% всего оттока капитал через реальный сектор. В сумме с 2003 года их объем составил $276 млрд. Если сюда добавить еще статью "ошибки и пропуски", то получится $350 млрд.

С 1995 года объем операций, классифицируемых как сомнительные, вырос вчетверо. В значительной степени это связано с совершенствованием методологии его оценки Центробанком. Если применить современную методологию ретроспективно на прошлое десятилетие, то объем оттока капитала составит не менее $500 млрд.

Практически весь объем сомнительных операций приходится на фирмы-однодневки. Это средства, выведенные из легального в нелегальный оборот. При этом капитал меняет владельца.

Подобная операция - "отмывание наоборот" - аналог внутрироссийской практики обналички, когда новый владелец всячески старается скрыть факт получения денег.

Это явно не просто "вывоз белого капитала". Для честного бизнеса есть масса других способов вывода капитала из страны, которые не попадают в "сомнительные операции".

Явно речь не идет и уводе денег от налогов - издержки "загрязнения" капитала в фирмах-однодневках могут оказаться значительно выше выгоды от неуплаты налогов в России. Особенно - учитывая высокий уровень налогов в других странах. Юридическая защита и снижение налогов при наследовании и продаже бизнеса обеспечиваются за счет совсем других потоков - прямых иностранных инвестици

"Главный резон использования офшоров и фирм однодневок при сомнительных операциях - это вовсе не налоговая оптимизация, а сокрытие бенефициаров данных операций", - убежден эксперт.

Ежегодная сумма оттока - порядка 1 трлн рублей - стабильна вне зависимости от изменения инвестиционного климата, снижения или увеличения налогов, состояния экономики и прибылей компаний. И странным образом совпадает с неоднократно озвученной суммой средств, разворовываемых по госконтрактам, обращает внимание Матовников.

Поэтому главной задачей государственной политики в области борьбы с бегством капитала должна быть не минимизация оттока как такового, а рост легальных иностранных активов российских компаний и банков.

Александр Захаров, заместитель исполнительного директора консалтинговой компании DS Express

"Если в процессе перемещения капитала происходит смена собственника, то это один из признаков того, что деньги легализуются. Но злоупотребление правом происходит не в офшорах, а здесь - в однодневках. Это компании, созданные не для того, чтобы работать и получать прибыль, а для легализации незаконного дохода другого лица, часто связанного с источником коррупционного дохода.

Справиться с ними в России никак не могут. А может - и не хотят. Поэтому всем удобно, чтобы разграничение потоков в утечке капитала не происходило. Чтобы и средства, которые выводятся бизнесом для их сохранения, для безопасности, и взятки представлялись единым потоком.

Ни у кого нет интереса входить в эту мутную воду. Тем же правоохранительным органам: никогда не знаешь, какую рыбину ты там выцепишь. В итоге того, кто найдет, могут и уволить, и посадить, или еще что-нибудь произойдет.

Никакими законами теневые потоки за рубеж ограничить нельзя. Законы будут действовать для законопослушных лиц. А коррупционеры - они над законом.

Коррупция - не в офшорах, а у нас здесь. Использование же офшоров - это возможность иметь запасной карман для того, чтобы свалить из России. К тому же в офшоры реально ничего не идет. Все - в первоклассных банках ведущих зарубежных стран".

Константин Сасов, старший юрист компании "Пепеляев Групп"

"Судя по тому, как вяло обозначается "борьба" с "однодневками", у этого явления есть сильное государственное лобби.

Представители ФНС не скрывают, что все планируемые в законодательство поправки несущественные, "декоративные", не меняющие заявительный порядок регистрации.

В "однодневках" заинтересованы недобросовестные чиновники - взяткополучатели, мошенники, присваивающие бюджетные средства и т.д. "Однодневки" нужны также налоговым органам для доначислений их легальным контрагентам. Не случайно в народе такие "однодневки" уже окрестили "наживкой" для проверяемых налогоплательщиков".





Москва. 11 декабря. FINMARKET.RU