По всему миру русские туристы славятся своей щедростью: их появления всегда с нетерпением ждут в барах Барселоны, фешенебельных отелях Лондона и модных ресторанах Нью-Йорка. Причина проста - больше чаевых, чем оставляют русские, не оставляет никто.
Но оказывается, что эта щедрость - не только иллюстрация тезиса про широту русской души, но и объективное доказательство экстремально высокой склонности граждан России к коррупции. Об этом свидетельствует исследование, проведенное экономистами Harvard Business School под руководством Магнуса Тора Торфасона.
Экономисты задались вопросом: жители какой страны более склонны к коррупции? Те, кто щедро оставляют на чай официантам в кафе, или те, кто уходит не оставив ни копейки? Житейский опыт подсказывает, что, скорее, последние. Но, изучив примеры 32 стран, эксперты пришли к обратному выводу: чем чаще люди дают на чай, тем чаще они дают и взятки.
На самом деле, между взятками и чаевыми не такая уж и большая разница. И то, и другое - это подарок, который дается в качестве вознаграждения за дополнительные услуги и направлен на укрепление социальных связей. Возможно, основная разница между двумя действиями это время, когда дается этот "подарок": чаевые - после получения услуги, а взятка - до.
Доказательства этого тезиса можно поискать в истории. Если две версии того, откуда появились чаевые.
Практика оставлять на чай относится к Средневековью: феодалы, выезжая за границы своих земель, разбрасывали нищим монетки, надеясь, что это обезопасит их путешествие.
Другая трактовка больше соответствует современному пониманию чаевых: в Англии времен Тюдоров гости, остающиеся на ночлег, оставляли хозяевам дома, обслуживающим их, небольшую плату, чтобы компенсировать дополнительную работу, связанную с их приездом.
Экономисты построили модель, в которой связали вероятность того, что в стране представитель той или иной профессии получит на чай (всего было рассмотрено 33 различных профессий) и место страны в Индексе восприятия коррупции от Transparency International.
Оказалось, что наблюдается позитивная зависимость между взятками и тем, какова вероятность получить на чай.
Если в стране на чай получает еще один представитель определенной профессии, то Индекс восприятия коррупции увеличивается на 0,18.
Чем чаще вы даете на чай, чем выше Индекс восприятия коррупции

Ученые выдвигают ряд объяснений этой зависимости:
Национальная культура. Bзятки, и чаевые - это проявление склонности к коллективизму . Эту национальную особенность часто связывают с развитием неформальных связей, кумовством и коррупцией.
Влияет и такой параметр изменения национальной культуры, как дистанция власти. Так, чем выше разрыв между правящем слоем в обществе и остальным населениям, тем чаще в стране даются взятки. Ученые доказали, что в таких обществах и на чай оставляют гораздо чаще.
Уровень развития общества. Люди, живущие в богатых странах, не имеют острой необходимости во взятках или получении чаевых - у них и так много ресурсов. Жители бедных стран, напротив, нуждаются и в том, и в другом.
Кроме того, на эту зависимость может влиять политика государства, например, как оно с помощью налоговой системы распределяет благосостояние внутри страны или как часто вмешивается в жизнь граждан.
Правда, ни одно из этих объяснений не смогло полностью объяснить эту взаимосвязь. Чтобы выявить более точную зависимость ученые исследовали две страны - Индию и Канаду, на первый взгляд, жители этих стран довольно активно дают на чай. Но при этом Канада куда менее коррумпирована, чем Индия.
В Гарварде опросили 95 индийцев и 157 канадцев о том, как часто они дают чаевые и взятки (использовалась семибалльная шкала) и почему это делается.
Мужчины более терпимо относятся к взяткам, чем женщины.
Индийцы уверены, что взятки морально более приемлемы, чем канадцы.
При этом индийцы чаще дают на чай, но для них это не благодарность за услугу, а плата за хорошее отношение к себе в будущем.
Кроме того, ученые провели и другой эксперимент: студентов разделили на две группы и дали прочитать две различные статьи о культуре чаевых. В одной утверждалось, что чаевые - это вознаграждение за труд, а в другой - что плата за хорошее отношение в будущем. Согласные с тезисами, изложенными во второй статье, оказались значительно более лояльны к крупным коррупционным скандалам.
Таким образом, эта взаимозависимость объясняется мотивацией. Если давая на чай, вы платите за определенное отношение к себе, а не благодарите человека за его старания, то, скорее всего, вы с большей охотой дадите взятку. В этом случае взятки и чаевые - это, практически, одно и то же.
Исследователи не рассматривали пример России, возможно, потому, что не смогли разыскать в Гарварде достаточного количества русских студентов. Но следует вспомнить, что в том же Индексе восприятия коррупции Россия находится на 143 месте из 183, вместе с Нигерией, Угандой и Того.
Бостон. 10 сентября. FINMARKET.RU